Ложка мёда

На дворе август – пора цветения подсолнечника, главного медоноса в нашем регионе. А потому пчеловоды Камышинского района сегодня работают под стать своим подопечным,

чтобы буквально каждая ложка мёда успела пройти свой путь от пасеки до покупателя, став приятным, а главное полезным, дополнением к любому столу.

Все ещё с детства знают, что мёд – это не только вкусно, но и полезно. Однако далеко не каждому известно насколько много усилий порой приходится прикладывать владельцам пчеловодческих хозяйств, чтобы любой желающий мог элементарно зайти в магазин и взять с полки баночку этого угощения с приятным янтарным цветом.

Несколько лет назад пчеловоды Камышинского района объединились в кооператив, который получил название «Дары Поволжья». Тогда их общей целью стало решение проблемы сбыта своей продукции, которая к тому моменту назрела настолько, что многим из них к началу нового сбора не удавалось полностью реализовать мёд, оставшийся с прошлого года. Речь шла о тоннах непроданного товара, и многие всерьёз задумывались о сокращении или вовсе закрытии хозяйств. Теперь же ситуация изменилась, и благодаря общим усилиям их дела постепенно идут в гору.

Созданный кооператив позволил реализовывать мёд крупными партиями в торговую сеть, а дружба с коллегами из Урюпинского района лишь придала делу нужный импульс.

— У нас в кооперативе сегодня 21 человек. В общей сложности мы реализуем около 25 тонн мёда в год. Также мы заключили с урюпинским кооперативом договор о взаимном сотрудничестве и совместной хозяйственной деятельности, по которому мы поставляем мёд и упаковочную тару, а они уже фасуют и передают в реализацию, — рассказывает председатель правления кооператива «Дары Поволжья» Александр Маврутенков.

Разумеется, сотрудничество с сетевым гигантом не решило одномоментно все финансовые трудности сельхозтоваропроизводителей. Стартовая закупочная цена была не высока, но со временем, как известно, всё меняется.

— На сегодняшний день пчеловоды нашего кооператива уже не имеют проблем с реализацией мёда. Усилиями членов кооператива мы добились того, чтобы эта проблема отпала. И сегодня мы уверены, сколько бы мы не накачали мёда – он будет реализован. С другой стороны, мы начинали с закупочной цены – 95 рублей. Этого было очень мало. К настоящему времени мы подошли к 120 рублям за килограмм, и это уже неплохо, хотя для дальнейшего развития нам нужен ценовой коридор от 120 до 150 рублей. Это стало бы серьёзным шагом к тому, чтобы пчелохозяйственная отрасль могла по-настоящему развиваться, — отмечает Александр Андреевич.

По мнению Александра Маврутенкова невысокие закупочные цены на мёд – это результат конкуренции, которая не всегда бывает честной, а проигрывает в таких спорах прежде всего потребитель.

— Мы добились нормальных отношений с сетевой торговлей, но остаётся другая проблема – это фальсификат. Бизнес избавили от лишних проверок, и этим пользуются недобросовестные поставщики, которые указывают, что мёд натуральный, а на деле – это фальсифицированная продукция. Почему сейчас не делается экспертная оценка и испытания мёда на фальсификат? С этим вопросом мы дошли до комитета ветеринарии и он всё ещё открыт. Например, в Ростовской области уже есть маркировка «медовый продукт», по аналогии как есть сыр, а есть сырный продукт. Чтобы было понятно, натуральный мёд в течение двух – трёх месяцев начинает кристаллизоваться. Если же он постоянно находится в жидком состоянии, это говорит о его искусственном происхождении или наличии добавок. И таким продуктом заполнена наша торговая ниша, что не даёт развиваться производителям натурального мёда, — считает пчеловод.

С Александром Андреевичем трудно не согласиться, фальсификат стал той самой ложкой дёгтя в медовой бочке Волгоградской области, региона который давно славится высочайшим качеством натурального мёда.

— Заместитель губернатора, председатель комитета сельского хозяйства Василий Васильевич Иванов помог нам войти в «Волгоградское качество». Наши меда прошли по всем показателям: на пестициды, на мышьяк, свинец, тяжёлые металлы. Развёрнутый анализ показал, что у нас высокое качество мёда, который мы можем поставлять на отечественные рынки, ближнее и дальнее зарубежье. Взять хоть самый массовый подсолнечниковый — чудеснейший мёд, который содержит йод, тироксин — гормон щитовидной железы, благотворно влияет на рост молодого организма, у стариков предотвращает умственную отсталость, укрепляет лёгочную и сосудистую системы, лечит неврологию. Ни один мёд не оказывает такого эффекта, притом, что подсолнечниковый мёд самый дешёвый. Но люди упорно просят липовый, майский и другие дорогие меда, ориентируясь только на вкусовые качества, — говорит Александр Андреевич.

Пчеловод добавляет, что наш регион ко всему прочему один из немногих, где наравне с качеством пчеловодческие хозяйства могут показывать и высокие количественные показатели.

— У нас ориентир – 50 килограммов товарного мёда на одну пчелосемью  за сезон. Если вспомнить советское время, тогда план по совхозу был 18 килограммов. Сейчас же мы берем по 50, и некоторые пчеловоды на сегодня уже подошли к этой отметке. А так наши пчёлы могут давать 1,5 – 2 фляги, а это практически 100 килограммов! Ни в одном регионе не могут столько качать, ни в Подмосковье, ни в Смоленске, ни Брянске. Поэтому я и говорю всегда, что именно наша область имеет потенциал, чтобы стать лидером в России по производству товарного мёда, — заявляет Александр Маврутенков.

Нет смысла скрывать, засуха этого года, и как следствие гибель посевов, эхом отозвались и на работе пчеловодческих хозяйств. Но пчеловоды уверены, что время выправить ситуацию ещё есть, и мёд обязательно будет.

— Мы первую качку майского мёда все сделали. А затем надо было вторую производить, но её мы, по сути, потеряли из-за жары. Пчела работала только в ранние утренние и потом уже вечерние часы. Но впереди ещё август месяц, прошли дожди, цветут эспарцет и подсолнечник, поэтому будем надеяться на то, что за оставшееся время сможем приблизиться к урожаям прошлого года. Думаю, подтянемся.

В планах камышинских пчеловодов не только постепенное увеличение объёмов производимомго мёда, но и разработка смежных проектов. Один из таких – создание племенной пасеки.

— Возможно, уже в сентябре мы получим сертификацию на создание племенной пасеки. То есть, мы хотим реализовывать пчеломаток. На сегодня ни в Волгоградской области, ни в ближайших регионах такой пасеки нет. Это станет дополнительным доходом для кооператива, и это направление мы будем разрабатывать. Мы уже определились, что будем скрещивать среднерусскую пчелу и карпатскую. Это сочетание будет наилучшим для нашей местности, — уверен Александр Маврутенков.

В регионе

14 августа в Волгоградском регионе впервые пройдет День пчеловода, а в регионе появится Совет пчеловодов Волгоградской области. Соответствующее положение содержится в принятом региональным парламентом новом областном законе «О пчеловодстве».

Как отмечают авторы, Совет создаётся в целях обеспечения благоприятных условий ведения пчеловодства, учёта потребностей и интересов пчеловодов на территории области.

Законом закреплены полномочия органов власти региона, меры господдержки, а также положения об информационном обеспечении в сфере пчеловодства. Кроме того, установлена дата проведения Дня пчеловода в Волгоградской области — 14 августа. Ежегодно в этот день в регионе будут проходить семинары и конференции, посвящённые вопросам развития отрасли, специализированные выставки и торговые мероприятия.

Александр Германов, фото автора

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель