В природном парке «Щербаковский» в честь 255-летия первой немецкой колонии на Волге провели инфотур

Лето – пора долгожданных отпусков. Кто-то старается уехать на это время в романтичный Париж или на экзотические Мальдивы. Кто-то, наоборот, радуется возможности исследовать край, в котором живёт. Скажете, последнее скучно? Ан, нет! В Камышинском районе действительно много интересных уголков. Сотрудники природного парка «Щербаковского», на днях организовавшие эколого-краеведческий инфотур «Память места: по следам традиционных поселений немцев Поволжья», открыли потенциальным туристам страницы летописи  родной земли. Посвящённые 255-летию первой немецкой колонии на Волге, — Нижней Добринке — они стали прекрасным уроком любознательности и человечности.

Время встречать гостей

Сотрудницы природного парка встретили гостей очень душевно. Одетые в костюмы, созданные  по мотивам нарядов немок-колонисток, хозяйки предложили ароматного чаю, порадовали рукотворными подарками, познакомили с выставкой детских работ. Главный специалист Надежда Собгайда, показывая сувенирную лавку, рассказала, что ёмкие корзины,  изящные сухарницы, ажурные сундучки и абажуры в свободное время они плетут сами из ивняка, который, кстати, растёт неподалёку. За разговорами время ожидания промелькнуло незаметно, и вот уже все участники расположились в конференц-зале, где сначала их приветствовала директор парка Валентина Махина. Она выразила надежду, что презентации, подобные нынешней, в дальнейшем будут проводиться для каждого села Камышинского района. Поскольку дирекция парка находится в Верхней Добринке, затем слово взял глава этого поселения Сергей Перепросов, поблагодаривший работников парка за помощь в сохранении здания бывшей конторы и отметивший плюсы сотрудничества. «Благодаря «Щербаковскому» у нас снизилась статистика по пожарам, люди приобрели работу, к нам стали чаще приезжать туристы. Живёт село», — заключил его руководитель.  С особой теплотой встретили слушатели Т. А. Мейриса – человека, все силы положившего на обустройство быта немцев-колонистов, на сохранение их истории.  Несмотря на «юный» возраст, Теодор Аркадьевич и стихи о дружбе народов прочитал, и всю подноготную поведал о том, как много лет назад у него, переселенца из Киргизии, захолонула душа от красоты  здешних мест.

Нижняя Добринка, она же Монингер, она же Дейч-Добринка

Нижняя Добринка – первая немецкая колония, раскинувшаяся на живописном речном берегу. С 1764 года в ней рождались, воспитывались, трудились немецкие колонисты.  Создавали семьи, соблюдали традиции, которые сейчас вызывают живой интерес. Например, у  младенцев могло быть по несколько крёстных, и тогда мальчикам или девочкам давали двойные/тройные имена в честь духовных родителей.  Об этом, волнуясь от понимания важности возложенной на нее миссии, рассказала специалист отдела природоохранных мероприятий Ирина Лончакова.  По её словам, что ни дом в Добринке, то история.  Да и сама планировка села, разработанная в 18 веке в Саратове командой Райса, тоже является памятником дней минувших. Колонисты победнее, как водится, строили деревянные дома, крытые тёсом. Богачи жили в каменных хоромах, покрытых железной крышей.

Вот руины лютеранской кирхи, возведённой в традициях русского классицизма. От средневековой немецкой архитектуры – совсем чуть-чуть. Ничего странного —  в середине 19-го века, когда и велось строительство, законодательство предписывало все типы архитектурных сооружений  выдерживать в соответствии с образцовыми чертежами. Раньше здесь собирались на службу прихожане, звучали молитвы. Теперь хранители истории живут надеждой на то, что уникальное здание будет восстановлено. После революции 1917 года в переданном под клуб помещении гремели энергичные ритмы. Позже здание поступило в пользование ремонтно-механического завода.  А в 1998 году по нему прошёлся красный петух, который уничтожило крышу, покорёжил портики и колонны. К счастью, в 1997 году кирха была официально признана памятником истории и культуры регионального значения и подлежит государственной охране.  В минувшую пятницу на колонне ограды появилась соответствующая табличка, составленная на двух языках, русском и немецком.  

О том, что судьба двух народов надолго слилась воедино, напомнил и забавный факт, приведённый научным сотрудником Камышинского историко-краеведческого музея Прасковьей Соловьевой. Оказывается, в одном из северных русских городов есть спальный немецкий район под названием «Берлин».  Об этом Прасковье рассказала случайная попутчица в поезде.  Позже, вернувшись домой и порывшись в справочнике, я обнаружила, что такое же «столичное» название носит небольшое село в Троицком районе Челябинской области. Но вернёмся к архитектуре Нижней Добринки.

В здании церковно-приходской школы, к которому далее подвели экскурсантов, всегда учились (и сейчас учатся) дети. Исключением стали лишь годы Великой Отечественной войны, когда в этих стенах оказывалась помощь раненым. Изначально школа была каменной, одноэтажной. В тридцатые годы двадцатого века к ней пристроили второй этаж, а вскоре должен появиться и современный спортивный зал.  Нижнедобринцы с гордостью заявляют: их школа по возрасту сопоставима с Московским университетом – её рождением считается 1780 год. В школе «по-давнишнему» узкие коридоры. До недавнего времени старинной была и ведущая наверх лестница. На «вахтовой» парте — массивный звонок-колотушка. А у окон под самой крышей свили гнезда быстрокрылые ласточки. Знают, где обосноваться: никогда птахи-щебетуньи не станут жить в месте с плохой энергетикой.

История и геометрия, камнетесательство и литература, перспектива и прошлое – много чего из нижнедобринских достопримечательностей не вместилось в объем газетной страницы. Интересные факты из жизни села, впрочем, всегда можно лично узнать в местном школьном музее от его бессменной хранительницы Валентины Федоровны Шарковой. Невысокая хрупкая женщина, по-доброму посмеявшаяся над оговоркой экскурсовода «бессмертная», на самом деле и совершает соименный поступок. Она не только рассказывает, но и показывает всё в мельчайших деталях.  Не побоялась тонкими руками поднять старинную чугунную вафельницу, чтобы продемонстрировать, как раньше пекли на костре вкусняшки. Куда до неё лощеным гидам из первопрестольной!

Загадки Уракова бугра

Вторая половина инфотура проходила в окрестностях знаменитого Уракова бугра. Учёные связывают его возникновение с эпохой последнего крупнейшего наступления Каспийского моря. Народ же слагает легенды. Мол, удалой атаман Степан Разин победил татарского князя Урака. Но поверженный Урак еще много лет вставал из могилы и зычно кричал с крутого обрыва капитанам кораблей: «Заворачива-а-й!» Не обошлось и без печальной любовной истории. Она связана с другим бугром – Настиным. Сказание гласит, что девушка бросилась вниз с обрыва после гибели её любимого-бродника, так и не выдавшего врагам секрета, где можно перейти  широкую реку. Надо сказать, что трактовок легенд существует великое множество, а поколения жителей камышинской земли их только добавляют.

Дорога к Уракову бугру красивейшая. Часто прямо посередине тропы можно увидеть норы сурков. Абсолютно непонятно, почему «байбаками» в народе зовут ленивцев. Неужели только из-за их долгой спячки? Зато в период бодрствования маленькие обитатели Уракского урочища ископали все дороги, холмы, добрались даже до пещер.  Участникам инфотура в этот раз повезло. Кроме сурков они смогли полюбоваться стремительным и грациозным бегом косули.  А в небе над степью — ныряющим полётом сизоворонки, местной «синей птицы» с ярким оперением.  

Склон Уракова бугра крутой, обдуваемый всеми ветрами. Но наверху усталость как рукой снимает. Приглядевшись, можно заметить вдали очертания Камышина.  С другой стороны шумит кронами буйный лесной массив. Откуда он здесь? Одна из легенд повествует о женском монастыре, послушница которого и занимались посадкой деревьев. Правда или нет, кто же теперь скажет…  На радость туристов на пике бугра высятся три идола, рядом с ними можно сфотографироваться и «подзарядиться» положительной энергией.

Но главные достопримечательности этих мест кроются под землёй. Это знаменитые пещеры, тёмные и таинственные. По одной из версий, они образовались в провалах морского дна, позже штольни разработали колонисты, добывавшие камни для изготовления жерновов.  По другой, извилистые ходы были вырыты староверами, прятавшимися в них от гонителей. Ну, и совсем уж фантастическая – «дело рук инопланетян».  

Дыхание занималось от ожидания. Фонари в руки – и вперёд, где низко согнувшись, где вообще на корточках.  Остановились в небольшой «комнате». «Дальше только ползком, — предупредила экскурсовод Ирина. – Тут узкий проход, но за ним ещё одна катакомба пошире». К общей радости на одном из камней заметили впечатавшуюся раковину.  Привыкнув к темноте, с удивлением обнаружили на мягком природном своде следы кирки. Пещеру явно расширяли люди. Кто и зачем? Интересно и загадочно. Но наверху, где пахнет разнотравьем, все-таки гораздо лучше.

Жителям Камышинского района и их гостям, ещё не познакомившимся с достопримечательностями природного парка «Щербаковского»,  сделать это стоит, причём не единожды.  Возвращаясь сюда вновь, можно погрузиться в открытие новых любопытных страниц, среди которых древнее поселение срубной культуры, мезолитическое селище «Ураков бугор», трёхсотлетний дуб-патриарх и многие другие.   

Елена Кулыжкина, фото автора

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель