Школьные методобъединения района работают на повышение качества образования

Где искать учителю вдохновение? Чем пробудить в учениках интерес к предмету? Как научить их думать и делать правильные выводы? Ответы на эти и многие другие вопросы призваны дать школьные методические объединения – связующее звено между наукой и образовательной  практикой.

Научился сам – передай другому

В нашем районе порядка десяти методических объединений (МО) учителей-предметников, в том числе смежных дисциплин. На своих встречах, проходящих в форме семинаров, заседаний, конференций, открытых уроков, отчётов и мастер-классов, участники объединений обсуждают всё новое и интересное, происходящее в школьном образовании, решают проблемы подготовки к ЕГЭ, делятся успешным опытом ведения уроков и вместе проводят работу над ошибками.

Такая форма как открытый урок, которую практикуют все методические объединения, не только даёт возможность учителю транслировать собственный положительный опыт, но и позволяет всему сообществу увидеть «плюсы» и «минусы» организации конкретного классного занятия. В пример можно привести один из недавних открытых уроков в МО учителей-гуманитариев.

В преддверии нового года в семёновской школе состоялся выездной семинар, где в присутствии 25 коллег опытный учитель местной школы Ольга Пономарёва давала открытый урок в рамках подготовки учеников 11-го класса к итоговому сочинению по литературе. По завершении занятия Ольга Степановна сделала анализ собственного урока, после чего к обсуждению подключились её коллеги. Но самую объективную оценку учителю и её преподавательской тактике дали сочинения, написанные, пока шла профессиональная дискуссия, учениками в течение 45 минут в отдельном классе. Зависимость здесь прямая: хорошее объяснение – содержательные работы.    На фото: открытый урок в Антиповке МО учителей-гуманитариев

Практически у каждого учителя есть профессиональные секреты и удачные находки, которыми они делятся с коллегами из других школ. К примеру, участникам методического объединения учителей математики и информатики есть что почерпнуть из опыта Елены Шульц из верхнедобринской школы, которая широко использует на уроках помощь компьютера, особенно в преподавании геометрии. А учитель из Таловки Ирина Козлова для своих коллег-математиков стала ценным источником увлекательных приёмов решения задач на проценты, сплавы и смеси: эти методы, с элементами игры и наглядностью, позволяют учителям более доступно объяснять тему и вызывают интерес у детей.

Приём шести шляп и другие премудрости

Для того чтобы заинтересовать учеников школьными предметами, сегодня разработаны различные новейшие технологии, которые к тому же помогают превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребёнка. Эти инновации и результаты их практического применения широко обсуждаются на встречах в МО нашего района и вызывают большой интерес у всех учителей-предметников. Использование же этих технологий зависит и от особенностей конкретного класса, и от личных предпочтений самих учителей.

Руководитель МО гуманитарного направления учитель русского языка и литературы петроввальской школы № 7 Ольга Разина в объяснении некоторых тем использует методы технологии по развитию критического мышления: так называемые кластеры, где теория даётся в виде графической схемы, или синквейны – пятистрочные «стихотворения», которые школьники строят по определённым правилам.

Руководитель МО учителей-физиков учитель петроввальской школы № 31 Марина Панченко практикует уроки на базе проектной технологии, а также смысловое чтение, когда ребята работают с научными текстами повышенной сложности. Хорошей мотивацией для учеников становится создание учителем или самими детьми проблемной ситуации (технология проблемных уроков) – её устранение предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Школьники очень любят решать такие проблемы с помощью специального оборудования, когда они сами опытным путём приходят к определённым выводам. На ура проходит и групповая технология, при которой несколько групп, отдельно работающих с разными приборами, к примеру, по ускорению, выводят общую закономерность, построив одинаковый график.

Некоторые из современных методов не только вызывают интерес у детей, но и дают возможность учителю наблюдать результат обучения и, соответственно, своей работы. К примеру, в приёме «Шесть шляп» ученики, по следам объяснения новой темы, выбирают себе вопрос (шляпу) определённого цвета, то есть уровня сложности. Прогресс – когда от урока к уроку самый слабый ученик выбирает для ответа шляпу более сложного уровня и в итоге доходит до красной – максимально возможной.

Пифагоровы штаны подойдут всем!

Занимательность, элемент игры, по словам руководителя МО учителей математики и информатики Натальи Ковалёвой, учителя из Терновки, используют на своих уроках практически все, ведь это проверенный способ не только вызвать интерес к изучаемой теме, но и добиться лучшего запоминания. Выпускники советской школы даже по прошествии десятков лет могут вспомнить теорему Пифагора и дать точное определение биссектрисы только потому, что память сохранила оригинальные подсказки: «Пифагоровы штаны во все стороны равны», «Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А ещё была формула воды по химии: «Сапоги мои того — пропускают Аш два О» и многое-многое другое. Кстати, эти гениальные придумки из арсенала старой школы, как признаются наши учителя, не устарели и сегодня: главное, чтоб ученики не путали, что держать в голове, а что выдавать учителю в качестве ответа.

На фото: математическая игра с учителем математики Еленой Шульц в верхнедобринской школе

Впрочем, игровой момент на уроках недаром называется моментом: как говорит Наталья Анатольевна, предметный результат достигается тяжким трудом. И здесь учителю без самообразования никак не обойтись, каким бы одарённым и опытным он ни был. В этом плане методические объединения тоже играют свою роль – общее дело и, как следствие, творческое соперничество подстёгивают участников МО к пополнению и обновлению знаний, не дают почивать на лаврах однажды найденных удачных методов преподавания.

Но главным побуждающим фактором для учителей остаются ученики: с «пустой головой» к детям не придёшь. И учителя нашего района дотошно выискивают на учительских сайтах бесплатные и платные вебинары, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в очных и заочных обсуждениях актуальных педагогических тем. Оттого-то в методических объединениях учителей, как в артели старателей, всегда чемоданное настроение – готовность куда-то ехать, что-то добывать, просеивая в поисках истины горы пустой породы. Чтобы потом обновлённым багажом порадовать не только своих учеников, но и коллег по цеху. Ведь здесь, в этой вселенной физиков и лириков, действует парадоксальный закон: чтобы приумножить собственные знания, ими нужно поделиться с другими. 

Надежда Каширина.

Фото из архивов школ Камышинского района

На главном фото: мастер-класс учителя Антиповской школы Натальи Якубенко в МО учителей математики

 

 

 

 

 

              

 

 

 

    

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период. Все методические объединения продолжают исследовать концепции современного преподавания по предмету, отслеживают эффективность преподавания по альтернативным учебникам. В течение года проводятся заседания МО по плану, на которых рассматриваются конкретные вопросы преподавания, влияющие на качество обучения, мотивацию УВП, на повышение эффективности уроков; обсуждаются вопросы по ЕГЭ: проблемы подготовки к ЕГЭ. Специфика отдельных приемов, типы современных уроков, проблемы, поиски, перспективы преподавания – все это работа, составляющая педагогическую мастерскую методических объединений. Как показывает анализ работы МО, продолжается работа учителей по теме самообразования. Все педагогические работники школы имеют планы по самообразованию и проводят анализ своей работы на заседаниях методических объединений (могут и на заседаниях МО города, методического совета школы и т.п.) учителя методических объединений продолжают работу по мониторингу обучения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель