К 75-летию Победы. Дороги судьбы Алексея Чупинина

Петроввальские школьники, наконец-то вырвавшись после уроков из классов, с радостным визгом крутятся на карусели. Счастливым, им некогда обратить внимание, как со стороны засмотрелся на кучу малу ветеран Алексей Васильевич Чупинин. Чуть позже на вопрос, что такое любовь к родине, он с усмешкой в глазах ответит: «Что-что… Вихры вон их, от возни взмокшие, уши лопоухие, весенним ветром «поцелованные». Чужие сорванцы, а лестно, что уважают. Я когда в праздник мимо иду – в полной амуниции, с наградами, они баловаться перестают… Да ещё, пожалуй, безусловная любовь — это помощь всем, кто попросит, за «Спаси Христос»…  Вроде незатейливо признание человека, пережившего страшные годы войны, но почему от него так предательски сдавило горло?    

Великая Отечественная ворвалась в жизнь Алексея в 1943 году — его призвали в армию и отправили учиться в Харьков на  связиста.  До этого он жил себе на приволье в степном хуторе Поповка Даниловского района Камышинского округа. Мальчиком очень хотел, чтобы у него были братик или сестрёнка, но так как воспитывался единственным ребёнком в семье, эту недостачу компенсировал проказами с друзьями. Благо было где отвести душу: с одной стороны от хутора протекала речка Ломовка, с другой шумели кронами леса.  Хочешь – рыбу лови, хочешь – в казаки-разбойники играй.

В школу Лёша пошёл поздно, потому что сперва её не было в хуторе.  Начальную, четырёхклассную, ради своих детей жители построили всем миром. Лёшка, гордый тем, что ему доверили на лошади месить глину, работал до седьмого пота. Взрослые соседи-хуторяне резали солому и подбрасывали её в замес,  подбавляли, сколько нужно, воды. Дружно возвели стены, соорудили кровлю. Учёба пошла – поехала не хуже, чем у других: счёт, письмо, чтение. Отзанимавшись положенное время на начальной ступени, Лёша продолжил образование в соседнем селе, где работала семилетка.

Много о чём, наверное, мечтал на досуге крестьянский паренёк: в город съездить и в кино сходить, на настоящем стадионе за футбольную команду поболеть, красивую девушку домой проводить… Но война поставила всё с ног на голову.    

Обо всех жизненных перипетиях Алексея Чупинина мы разговаривали в чистенькой просторной комнате и подтрунивали над тем, как бдительно отнёсся сначала фронтовик к визиту корреспондента. Нет, превратности судьбы вовсе не сделали его ни подозрительным, ни сварливым. Это нынешнее поколение, не знающее, почём фунт лиха, изменилось не в лучшую сторону. Ходят по домам пенсионеров аферисты, всучивают им «кремлевские таблетки», втюхивают «чудо-аппараты» от всех болезней, представляются сначала потенциальными сиделками, а сами зыркают по сторонам и интересуются, не собираются ли старики продавать дом. Стыдно и непонятно, неужели надо пройти через кровь и жертвы, чтобы научиться человечности?

Под свист пуль и снарядов 

Будто в кривом зеркале видит с высоты прожитых лет Алексей Васильевич самого себя военной поры. Вот он, худенький, жилистый, весивший всего 60 килограммов, тащит на спине тяжеленную телефонную катушку, кабель, автомат, сапёрную лопатку… Килограммов на 30 поклажа тянет. Но не до жиру связисту, не до переживаний о тяжести. Под огнём противника он обязан исправить телефонную линию. Не переоценить в бою важности этой задачи. Сработает чётко – быстро и вовремя дойдёт до командира донесение. Замешкается – может поставить под угрозу весь успех боевой операции.  

Не приходится фантазировать, насколько хорош был Алексей в фронтовых делах: у нас появилась уникальная возможность заглянуть в документы, на которых раньше стоял гриф «Секретно». Из приказа 109 истребительно-противотанковому артиллерийскому таманскому полку 16 отдельной истребительной противотанковой РГК «… 27 октября 1944 года. От имени Президиума Верховного совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю медалью «За отвагу»… красноармейца Чупинина Алексея Васильевича, телефониста взвода управления полка за то, что он при занятии противотанкового рубежа батареей в рекордно короткий срок под артиллерийско-миномётным и ружейно-пулемётным огнём противника проложил телефонную линию на особо ответственном участке и при отражении контратаки противника устранил 6 порывов в линии, обеспечив командованию бесперебойное управление огнём батареи…» Приказ подписан майором Золотухиным и начальником штаба полка Кузьменко.

Конечно, Алексей Чупинин, как любой живой человек, боялся и боли ранений, и смерти. За те год и 3 месяца, что воевал, он был дважды контужен.

— «Катюша» отстреляется, дело своё сделает, и уедет. А мы на том же месте. Фрицы его утюжить начинают почём зря. Снаряд вблизи разорвался – вот и весь разговор, — вспоминает, как был ранен, наш собеседник.

В госпиталях лечиться ему не привелось, потому что парень, который лучше всех связистов ходил по азимуту, постоянно был нужен. Подлатают в своей санчасти 4-5 дней – и снова его в строй, продираться сквозь кусты, реки, овраги – куда Родина пошлёт. В составе 2-го Белорусского фронта Алексей с боями дошёл до Кёнигсберга. «По городам мы не ездили, артиллерия по степям кочевала, где изредка дворы попадались», — уточняет он и добавляет, что прослужил связистом до 1946 года.  Потом в Двинске закончил курсы поваров и стал «главным по тарелочкам», кормил солдат и офицеров.

— Как-то, помню, кабана дикого добыли, каши служивым наварили. Откуда ни возьмись – генерал с инспекцией. Пожелал отобедать, — опять заулыбался глазами, засиял внутренним теплом Алексей Васильевич. —  Я марку держу, спрашиваю: «Вам мяса с мослом положить или без него?»

— Можно и с мослом, — отвечает.

— Наложил я важному гостю полную тарелку, мосол, как в лучших ресторанах, газетой обернул вместо салфетки (дело было во время стрельб, ну, и сервировка соответствующая).

Генерал попробовал и похвалил, что вкусно.

— А ты, – говорит, — всем такие порции огромные накладываешь?

Пришлось признаться, что обычно порции для бойцов поменьше, но тоже, разумеется, с мясом. Генерал своё гнёт:

— А газету зачем используешь?

— Для культуры.

— Нашёл, чем удивить. Да она грязнее, чем твои руки! — вроде, поругал генерал подчинённого, но тут же сменил гнев на милость и похвалил его за белоснежную накрахмаленную спецовку.  

На фото: Алексей Чупинин (справа) в день города Петрова Вала-2020 с односельчанином-фронтовиком Геннадием Филимоновым (слева на снимке)

Два спутника — любовь и труд

Вернувшись домой после службы, наш герой попал под чары  двадцатилетней Марии. До армии он крепко дружил с её братьями, на девочку же внимания обращал мало. А тут поди ж ты, выросла. Глаза ясные, нрав кроткий, хозяйка хоть куда.  1 ноября 1951 года Алексей и Мария сыграли свадьбу, с тех пор надолго почти не разлучались.

— Для меня первое ноября — дата трижды значимая, — уверенно утверждает Алексей Васильевич. —  В 1943 году присягу на верность Родине принимал. В 1951, как уже было сказано, женился. В 1971 – перешёл работать в «Сельхозтехнику».

До самой пенсии трудился он строителем в городе железнодорожников: дома, школы, производственные помещения, стела памяти в честь бойцов, сложивших головы на фронтах – сил не жалел, думал об их добротности и долговечности. Дом для своей семьи, понятно, сам построил и вместе с супругой вырастил двоих сыновей. При этом остался верным родительскому воспитанию (той самой безотказности в помощи за «Спаси Христос»). Люди, конечно, всё равно старались отблагодарить, чем могли. Например… горластым петухом с цветистыми перьями. Был он у Алексея верней собаки: встречал и провожал своего хозяина у двора, по команде взлетал ему на плечо, откуда гордо озирал окрестности.

Другая «война»

Всё бы ничего, да приходится Алексею Васильевичу и сейчас воевать – но уже с погодой (он сам об этом, кстати, скромно умолчал, мы узнали из другого источника). Дело в том, что дом его на улице Школьной стоит в низине. В дожди вода заливает двор, подступает к сараю, на время отрезает ветерана и его супругу от цивилизации. Приходится ему кое-когда и за  вёдра браться, чтобы  вычерпать, и перепрыгивать кузнечиком по наведённым «мостам».

Редакция «Уезда» обратилась за помощью к главе Петрова Вала Елене Береговой.

— Проблема нам известна, — сразу же отреагировала Елена Николаевна. –  Неподалёку от дома Алексея Васильевича Чупинина есть ливнёвая труба. Мы её чистим периодически, но в сильные дожди, как выяснилось, этого мало. Поскольку настоящая забота о ветеранах и сохранение памяти об их ратных делах заключается не только в красивых словах и разовых поздравлениях с Днём Победы, но и конкретной помощи, обещаю, что до 1 апреля неприятную ситуацию устраним раз и навсегда. Купим новую трубу, пригоним необходимую технику – всё предпримем, чтобы подтвердить не словом, а делом нашу благодарность человеку, прошедшему горнило войны.

Елена Кулыжкина

Фото автора    

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель