Священник Яков Горохов: виновен в проповедях милосердия

Потомственному священнослужителю Якову Горохову верили безоговорочно, рассказывали самое сокровенное. Знали, что он сделает всё возможное, чтобы помочь. И хотя жизнь батюшки трагически оборвалась майской ночью 1921 года, – его расстреляли чекисты за якобы контрреволюционную деятельность, — православные до сих пор гордятся, узнав, что на их малой родине когда-то бывал этот светлый и самоотверженный человек.

Наш сегодняшний рассказ мы начнем с небольшого, но многоговорящего исторического экскурса в Антиповку конца 19 века, когда сельчане всем миром строили кирпичную церковь. Им очень хотелось, чтобы над окрестностями разносился чистый, мягкий по тембру малиновый звон главного колокола. Решили купить колокол на Коломенской фабрике, да вот беда – трудно было среди удалых антиповских мужиков отыскать непьющих посыльных. Поэтому снарядили в дорогу троих полутрезвенников, строго-настрого наказав им не позорить родные края и вести себя по-божески.

О том, как разворачивались дальнейшие события, подробно описывается в воспоминаниях И.С. Кузнецова «Антиповка – вольное село в низовьях Волги»:

«Владельцы коломенской фабрики колокольного литья встретили их с подобающим для того времени гостеприимством, с хлебом-солью и крепкими напитками. За хлеб-соль посланцы поблагодарили, а к напиткам даже не прикоснулись: велика была сила наказа односельчан. Не теряя ни минуты, они высказали пожелание сразу приступить к делу. Коломенцы не заставили себя упрашивать и продемонстрировали ходокам всю прелесть коломенского колокольного звона. Особенно их порадовал большой колокол с «малиновым», как утверждали коломенцы, звоном. Он превзошёл все ожидания мужиков и по звону, и по внешней отделке. Тут же ударили по рукам и заключили сделку на куплю-продажу. На радостях ходоки и не заметили, как перед ними оказались штофы водки и аппетитно приготовленная закуска. Рассудили, что «обмыть» покупку сам бог велел… Они так «дообмывались», что забыли, куда и зачем приехали. А заводчики тем временем подменили «эталонный» колокол с «малиновым» звоном и упаковали другой — по внешнему виду такой же, но, как потом оказалось, много хуже первого. Подменённый колокол с мертвецки пьяными ходоками погрузили на барку и отправили вниз по Оке и матушке-Волге восвояси, в Антиповку».

Обман раскрылся при первом же звуке нового колокола над селом. Даже непосвящённым стало ясно, что звон никакой ни малиновый, а самый что ни на есть медный. Сперва сельчане крепко разозлились и хотели побить посыльных. Но потом простили их, добавили к оставшимся от неудачной покупки общественным деньгам своих  и… дружно всё пропили.

Миссионерские курсы в Антиповке

Кроме, скажем честно, разболтанных православных, священникам начала 20 века приходилось наставлять на путь истинный и сектантов. В августе 1913 года Яков Петрович Горохов был назначен на должность епархиального противосектантского миссионера-проповедника. Он составил подробный список сект, действовавших на территории Саратовской епархии, и регулярно выезжал в сёла с проповедями. Рассказывают, что ждали батюшку Якова с нетерпением, слушали очень внимательно и радовались маленьким подарочкам, которые он преподносил участникам этих встреч. До наших дней дошло описание народно-миссионерских курсов в Антиповке (они дважды организовывались в декабре 1913 года):

«Народу всегда было так много, что заведующий этой школой не без основания опасался провала полов, издававших иногда подозрительный треск. Беседы… о. Иакова Горохова… были весьма увлекательны. Его громкий, ровный и приятный голос ясно был слышен во всех отдаленных уголках аудитории. Убежденная речь, вытекавшая из глубины души, обильная яркими образами, а также точными и удачными примерами, взятыми из житейского, близкого слушателям быта, произносимая к тому же отчетливо и выразительно, захватывала слушателей и была понятна даже и подросткам. Окружив тесным кольцом кафедру проповедника и широко раскрыв рот и глаза, они тихо и покойно простаивали от начала и до конца бесед».

Почему же столь уважаемый батюшка попал под жернова репрессий? Потому что не изменял своим идеалам, не кривил душой. Когда большевики взяли верх и решили узнать у Горохова, как он относится к изменениям, принесённым советской властью, Яков Петрович откровенно ответил: «Я считаю, что идеальный царь лучше идеального народовластия».

За веру, царя и Отечество

Якову Горохову, призывавшему народ к милосердию и миру, пришлось побывать в заточении на барже смерти, которую большевики использовали как «запасную» тюрьму.  Попал он туда, всего-навсего упомянув на заутренней ектении императора Николая Второго.

Баржа стояла на приколе у берега Царицы напротив дома купца Голдобина, владельца соляных и рыбных пристаней (сейчас это Ворошиловский район Волгограда, у жилого комплекса «Волжские паруса»). Заключённых содержали в тёмном, промозглом трюме, прямо на голом полу. В туалет по просьбе их выпускали на палубу, а когда охране было скучно, то справить нужду арестантам советовали под себя.  Но самое страшное творилось ночью: вызвав жертву из трюма, чекисты могли завести её в воду и отсечь голову острой шашкой. Могли заставить бежать под пьяное улюлюканье, а сами целились в живую мишень, соревнуясь в меткости. Впрочем, батюшке Якову тогда удалось избежать смерти, потому что власть сменилась —  в город пришли войска под руководством командующего армией Врангеля и главнокомандующего Вооружённых сил Юга России Деникина.

С возвращением большевиков отца Якова вновь упрятали в застенок. На допросе он напомнил, что во время пребывания в Царицыне Добрармии лично спас от ареста нескольких красногвардейцев и коммунистов. Благодаря его вмешательству  отменили казнь бывшего комиссара паровой мельницы коммуниста Засухина. По большому счёту, для батюшки не было красных и белых, он молился просто за людей, призывал их к миру и состраданию. Якова Петровича Горохова приговорили к высшей мере наказания, но освободили условно и пометили: «В случае параллельного преступления привести приговор в исполнение».

В апреле 1921 года священник Горохов вновь попал в Царицынскую ГУБЧК за то, что переписывался с заключённым иеромонахом. Он отказался выдать имя женщины, передавшей ему послание (её всё равно позже арестовали и приговорили к трём годам заключения), тем самым подписал себе приговор. Ночью 31 мая священника и ещё семерых осуждённых к расстрелу вывели из камеры. Несчастные плакали и просили  помолиться об их душах, а батюшка отвечал: «Не бойтесь кончины, вы же правду несёте».

Место погребения отца Якова Горохова неизвестно. Первого ноября 1981 года он был канонизирован Русской православной церковью за рубежом.

Подготовила Елена Кулыжкина

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель