Природный парк «Щербаковский» — основа экотуризма в Камышинском районе

«Охота к перемене мест» стала одной из примет XXI века. Современный человек легок на подъем, мобилен, готов к путешествию по стране и за ее пределами. Особенную популярность среди путешествующих приобретает экотуризм.

Основными целями экотуризма являются экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений человека с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановление духовных и физических сил человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной среды. Наиболее важным звеном в развитии экологического туризма, считаются особо охраняемые природные территории.

Особо охраняемая природная территория Волгоградской области   «Природный парк «Щербаковский» обладает огромным потенциалом, необходимым для развития устойчивого экологического туризма. Это и уникальные ландшафты и экосистемы, практически не нарушенные деятельностью человека, и богатое биологическое разнообразие и историко-культурное наследие, и сочетание эколого-просветительской и туристской деятельности, что значительно повышает эффективность экологического образования и позволяет привлечь внимание общественности к вопросам охраны природы.

По территории природного парка «Щербаковский» проложены 9 экологических маршрутов. Наши гости имеют возможность познакомиться с природой и историей родного края; посетить удивительные ландшафты, бывшие колонии немцев Поволжья, пещеры; наблюдать за животными и растениями в их естественной среде обитания. Путешествия, совершаемые по территории природного парка, достаточно разнообразны – от небольших познавательных туров для школьников, до масштабных краеведческих эколого-туристических маршрутов.

Основным мотивом посещения парка является желание насладиться первозданной природой, но все больше становится экскурсантов, которым интересна и история заселения края, и особенности формирования ландшафтов и биологическое разнообразие особо охраняемой природной территории. С прошлого года часть туристов обязательно участвуют в природоохранных мероприятиях парка, например в акциях «Не хотим жить на свалке» и «Всемирные дни наблюдений птиц». В этом году экскурсанты станут участниками акций «Весна идет!», «Вестники весны», «Марш парков», а также мероприятий «Живая память», посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Всего в 2019 году по территории парка проведено 90 экскурсий и более 20 посещений экомаршрутов в рамках эколого-просветительской работы.

 Самый востребованным, как и прежде, остается обзорный маршрут «Ландшафты природного парка «Щербаковский», второй по популярности  водный маршрут «Столбичи и Щербаковский сброс». На третье место переместился краеведческий маршрут «Ураков бугор».

В прошлом туристическом сезоне большинство наших туристов – семейные группы. К сожалению, резко снизилось количество детских туристических групп. В рамках туристической деятельности парк посетили всего порядка 250 детей. Большие школьные группы были из Котова, Елани, Камышина, Волгограда; остальные в семейных группах. В рамках же эколого-просветительской деятельности (с посещением территории парка) участвовали 638 детей.

Школьникам интересно бывать на всех наших маршрутах, но особенно их привлекают пещеры Уракова бугра, Щербаковская балка, Даниловский каньон, Волгоградское море.

Мы считаем, что в идеале на ООПТ «Природный парк «Щербаковский» должны сочетаться: разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты; образовательные и консультационные услуги самых разных типов; организация спортивного, приключенческого, зеленого, сельского, лечебного и реабилитационного туризма; специальные экологические и эколого-культурные туры; экскурсионные услуги, в том числе экскурсии по окрестностям парка; проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т. п.); контролируемая заготовка туристами «даров природы»; продажа экологически чистых местных продуктов питания; экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги; прокат туристского снаряжения; изготовление и продажа сувениров; продажа торговых знаков с экологической символикой парка, рекламные услуги; изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции.

Фактически к идеалу мы только стремимся. Образовательный аспект в экотуризме развит достаточно слабо. Еще много туристов хотят просто посмотреть достопримечательности, «чудеса» и «красоты» природы, и не готовы к постижению экологических проблем и активному участию в их решении.

Самые активные экотуристы – школьники, но существует огромная с каждым годом усугубляющаяся проблема – перевозка детей.

Природный парк «Щербаковский» обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами, способными обеспечить рекреационно-туристские потребности не только  жителей Волгоградской области, но и гостей из любой части России.

Мы видим перспективы развития природного парка «Щербаковский» в усовершенствовании всех действующих направлений эколого-туристической деятельности, в развитии инфраструктуры туризма на своей территории, в применении самых удачных практик экологического туризма на ООПТ и расширении географии туристов.

Надеемся, что туристический сезон 2020 года будет насыщенным и интересным как для сотрудников парка, так и для наших гостей.

 

Автор: И. Лончакова, специалист отдела природоохранных мероприятий ГБУ ВО «Природный парк «Щербаковский»

Фото: Данилова А.,

специалист отдела природоохранных мероприятий

ПП «Щербаковский»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель