Крылья, ноги и хвосты. Пернатое хозяйство голубевода Родионова

Последними романтиками называют сегодня людей, занимающихся разведением голубей. И правда, есть в этом занятии что-то от бесшабашного босоногого детства, когда ветер странствий зовёт из обихоженных квартир на чердаки и крыши, а бездонная синева неба ещё манит возможностью полёта. Неслучайно и подавляющее большинство настоящих голубеводов «заболевают» этой страстью с малолетства. Не стал исключением и герой нашей публикации – житель Петрова Вала Евгений Назарович Родионов, которому пожизненное увлечение голубями передалось от его родного деда.

И сват, и нянька

Знакомить со своими голубями Евгений Назарович начинает с фразы: «В голубином мире – всё по-человечески», и на мои вопросы часто отвечает вопросом: «А как у людей?». К примеру, голуби, как и люди, существа моногамные: могут долго и счастливо (а живут голуби в среднем 12-15 лет) прожить одной парой, если не потеряют вторую половинку. Овдовев же, погорюют и — заведут себе другую любовь: живое требует жизни.

«Но среди человеческих самцов бывают ещё те ходоки…» — пытаюсь я подловить на слове Евгения Назаровича. А он тут же парирует: «И у голубей так же: в породе, как говорится, не без урода, да и не только самцы попадаются «гулящие». Была у меня самочка породы голоногеньких бакинцев (а они стройные, чуб сзади широкий, легко летают, играют). Я ждал от неё таких же птенцов, а она выводит невесть что — вот с таким клювом, с маленькими лохмишками на ногах и на носу что-то там нарисовано. Какая тут супружеская верность?».

Чтобы добиться нужного ему результата селекции или сохранить чистоту породы, петроввальский голубевод каждую весну, в начале марта, сам подбирает пары и высаживает их в специальные клеточки. Чтобы не ошибиться и не забыть, делает птицам метки: этой паре – на головках, другой – на хвосте. Этот ритуал хозяин называет сватовством, а себя – голубиным сватом. Сосватанные голуби обычно к вечеру уже становятся парой – издают характерные звуки, по которым ясно: здесь расцвела любовь. Но как только искусственно созданная пара оказывается на свободе – голуби зачастую возвращаются к своим прежним отношениям, к тем птицам, кого они ещё раньше выбрали сами. Побеждает естественная любовь.

«Благодаря» наличию у голубей человеческих слабостей, Евгений Назарович для своих птиц — не только сват, но и нянька: вынужден заботиться о птенцах, брошенных нерадивыми родителями. Благо в этом деле у него есть отличные помощники – павлиньи голуби, названные так за роскошное хвостовое оперенье. «Павлинчики» — прекрасные няньки: они выкармливают чужих птенцов, которых подкладывает в их гнездо хозяин. На первой неделе подкидышей кормят зобным молочком, которое вырабатывается у обоих родителей-голубей, даже приёмных, а затем постепенно переходят к более твёрдой пище. Процесс кормёжки можно распознать по звукам: как в одном гнезде запищали в несколько голосов – значит, взрослый «павлинчик» наелся и побежал кормить малышей-касанов. Такая героическая забота продолжается полтора месяца.

Справедливости ради надо сказать, что подкидыши получаются не только от плохих родителей. К примеру, фрунзенский турман отличается почти полным отсутствием клюва и маленькими ноздрями, поэтому и кормилец из него — никакой.

Страшней куницы зверя нет

Разводить голубей Евгений Назарович начал шестилетним мальчишкой: в то время семья жила в Казахстане и маленький Женька держал своих любимцев на верхнем «этаже» обычного сарая – пернатые мирно соседствовали с отцовским мотоциклом. Нынешние поколения голубей живут куда как комфортнее: у них есть не только собственный домик, но и вольер с видом на зелёную лужайку. «Эта территория у меня – для голубей, — говорит, показывая на лужайку, хозяин. – А эта, где песочница, – для внуков. Так что всем места хватает».

Между прочим, хватает места и для кошки с озорным котёнком, который за время нашего разговора несколько раз пытается пробраться в голубятню. После хозяйского незлобного шиканья пушистый хулиган даёт дёру, а голубевод поясняет: «У него сейчас такой возраст – интересуется, знакомится: потом подрастёт и привыкнет к этому соседству, как его мама-кошка».

Но это, что называется, живность с одного двора. А вот чужие кошки – довольно опасный зверь для пернатых питомцев. И не только кошки. В начале 90-х годов, когда Родионовы только приехали в Петров Вал, голубеводу выпало горькое знакомство с другим хищником – куницей. Жил Евгений Назарович тогда за железнодорожным мостом, и голубятня его, не знакомого в Казахстане с куницей, оказалась очень уязвима.

Только одно нападение этого хищника унесло из голубиного хозяйства Родионова сразу 15 птиц (а было их всего 20). Но такова куница: не остановится, пока не утолит свою жадность. С тех пор, уже на новом месте, голубевод сотворил из своей голубятни настоящую крепость, в которой всё — от покатой шиферной крыши и жестяных козырьков до разнообразных неустойчивых элементов конструкции – предусмотрено для защиты пернатых. А чтобы уберечь своих любимцев от хищных птиц (орла, ястреба), которые особенно вредят зимой, хозяин старается выпускать голубей после 11 часов: считается, что в это время хищник уже позавтракал.

Подстерегают домашних голубей и болезни. Для профилактики приходится их прививать: вакцину и в воду для питья добавляют, и капают пипеткой в глаза, нос и рот. Прививки голуби переносят в основном хорошо, разве что жёсткая прививка от вертячки (голубиной чумки) может надолго вывести голубя из строя: трясётся недели две-три, пока отойдёт.

Бывает ещё, что только приобретённый голубь теряется. Чтобы привык к новому дому, новичку подвязывают пёрышки, а когда освобождают – он запросто может взгрустнуть по прежнему дому, скажем, где-нибудь в Оренбурге, и попытаться найти дорогу к нему. До Оренбурга он, конечно, не долетит, а по Петрову Валу покружит – и вот уже потерялся. Впрочем, такое у Евгения Назаровича случается не часто.

Грамотная селекция – и никаких суповых наборов

В голубином хозяйстве Евгения Родионова — порядка десяти пород: «по головам» своих птиц он не считает. Кстати, в среде голубеводов бытует суеверная примета (к которой, впрочем, наш герой относится скептически): как только назовёшь численность своих птиц – начнётся убыль.

Про своих любимцев хозяин может рассказывать часами: к примеру, у касанов один из главных признаков породы – тёмный пояс на крыльях — закреплён за полом: голубка – темнопоясая, а у самцов поясов нет или очень слабо выражены. Кроме касанов есть узбекские бойные, павлиньи, моздокская, армавирская…

Бойные в полёте – впечатляющее зрелище: они ещё называются играющими из-за их способности кувыркаться в воздухе (играть). От турманов, тоже умеющих совершать разные фигуры в воздухе, бойные отличаются характерным щёлканьем крыльев, боем. Лучшие представители этой играющей породы совершают подряд несколько кувырков, но некоторые после этого не могут остановиться и кубарем падают вниз — «забиваются», бывает, что и  насмерть.

Среди голубей водятся и «хамелеоны»: Евгений Назарович показывает молоденькую красно-рябенькую птицу, которая через три сезона линьки превратится в чисто белую взрослую особь.

Любовь к голубям у нашего героя не переходит в погоню за поголовьем. Его заботит сохранение породы, её чистоты. Этим настоящий голубевод отличается от голубятника, которому всё равно, кого и с кем скрещивать и кто в итоге получается. Таких вот метисов среди голубей грамотные птицеводы называют «суповым набором».

За чистоту кровей, в зависимости от породы, отвечает множество различных признаков: цвет глаз, размер зрачка и клюва, наличие бородки и оперенья на ногах (космы, или лыжи), перьевых розеточек на голове, местонахождение чуба (задний или передний), расположение крапинок на голове и многое-многое другое.

Российские голубеводы – это целое сообщество увлечённых одним делом людей. У Евгения Родионова единомышленники есть в разных городах нашей страны. Специально для них два раза в год петроввальский голубевод организует ярмарки на центральной площади города. Сюда  съезжаются не только волгоградские и саратовские ценители голубей, но и жители Воронежа, Оренбурга и других городов, чтобы обновить свои хозяйства, продать излишки или обменяться птицами.  Такие ярмарки, с разрешения всех необходимых инстанций, проходят уже несколько лет подряд: исключением стал нынешний карантинный год.

Пинок для пользы тела

За разговорами о голубях удалось узнать и некоторые подробности жизни их хозяина. Впрочем, автобиография в изложении Евгения Назаровича, не в пример рассказам о голубях, уместилась в несколько лаконичных фраз: «Образование среднетехническое, лесовод, но в силу обстоятельств много лет проработал на петроввальской птицефабрике. Сейчас на пенсии, но продолжаю работать в депо слесарем. Трое детей, причём ни один из них не унаследовал моей страсти к голубям. С женой Галиной вместе уже 25 лет: она – моя помощница и в жизни, и в голубином хозяйстве».

Когда мы прощались, у голубей Родионова наступало время активных полётов: в обычные дни голубевод гоняет птиц с самого утра. «Свистеть страсть не люблю, — говорит Евгений Назарович. – Для гона у меня есть специальная длинная палка. А гонять надо обязательно, тем более что я последние годы стал сентиментальным – оставляю им зерно в кормушке, хотя правильно давать только норму дважды в день. При такой жизни они у меня становятся разжиревшими и обнаглевшими (смеётся). Говорю же вам – как люди: пока пинка не дашь – будут на диване лежать и в холодильник смотреть»…

Надежда Каширина.

Фото автора  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель