Проблема не местного уровня: улица Ленина падает в Волгу

— Была на очередной вахте, звонит сын-школьник: мама, я боюсь,  дом весь трясётся! – рассказывает сотрудница Нижнедобринского психоневрологического интерната Елена Данилова. – Я его отправила к родственникам ночевать. А как только со смены вернулась, сразу стала писать на сайт Общественного телевидения России. Там нашей проблемой заинтересовались и оперативно связались со мной.

Вместе с корреспондентом ОТР Андреем Селиным отправились к бедолагам из Нижней Добринки и мы.  Писано на эту тему переписано, но люди как были в опасности, так и остаются. А тема для жителей обрывистых волжских берегов самая что ни на есть актуальная – могучая река каждый год «отъедает» у берега метр за метром. И построенные когда-то в элитном месте – с видом на Волгу дома в буквальном смысле сползают в воду. В Нижней Добринке таких сегодня 9. В критической ситуации, по словам главы местного поселения Натальи Китаевой, – 5. Река уже «забрала» заборы и приличные куски огородов, сараи свисают с кручи, а сами дома из-за смещения грунта трескаются, в некоторых трещины практически сквозные.

Словом, ситуация очень тревожная. Впервые о проблеме заговорили уже очень давно – в 2003 году (хотя некоторые называют другие даты). Местное «побережье» включают в различные программы по берегоукреплению, но перспективы их проведения настолько долгосрочные, что шансов у «падающих домов» немного.

Здесь сразу хочется отметить, что все эти программы даже не регионального, а федерального характера. В местном районном бюджете, не говоря уже про «казну» поселения, подобные статьи расходов в принципе не предусмотрены.

Активизация экзогенных геологических процессов (АЭГП) – так называется это явление. В информационной сводке о его проявлении на территории РФ за 4 квартал прошлого года, выпущенной в 2020 году Министерством природных ресурсов и экологии России, сказано, что в Волгоградской области зафиксировано 37 таких – 34 обвала и 3 оползня, при этом, что очень важно, негативные последствия на жильё отмечались в 31 случае. В той же сводке Нижней Добринке уделено особое место: «Обвальное проявление вдоль берегового уступа расположено напротив северной половины с. Нижняя Добринка. Под уступом обвалы глин объемом 1-3 м³. Основная их масса размыта. Активность процесса: средняя. По адресу ул. Ленина, 7 идёт сокращение территории домовладения, жильцы покинули дом. Существует угроза разрушения жилого дома. Активность: средняя. Параметры проявления: протяжённость уступа – 0,4 км , отступание берега – 0,54 м, площадь активизации – 2400 м²».

И здесь авторы из далёкой Москвы лукавят. Дело в том, дом этот (не №7, а №6) сейчас действительно пустует. Хозяевам для этого пришлось пройти большой нелёгкий путь по судебным инстанциям, в итоге им присудили выплатить за счёт государства 400 тысяч рублей компенсации. И было это не в 4 квартале прошлого года.  Почему в сводке ничего не сказано о проблемах других жилищ по улице Ленина – вопрос открытый.

Глава ещё одной семьи, ежедневно подвергающейся опасности, демонстрирует нам огромную трещину на своём огороде – рухнет не сегодня-завтра. Дом тоже изрядно повело. Его жена Татьяна Колёнова хождением по инстанциям занимается сама. И, по словам главы поселения, преуспела в этом больше остальных. Но есть ли перспектива переселиться у неё – тоже большой вопрос.

Во-первых, в принципе признать жильё аварийным. Местная администрация по ряду домов это сделала. И сразу получила ответ из комитета строительства Волгоградской области —  процедура оценки состояния была произведена неправильно. Для установления опасности нахождения дома в зоне схода оползня, а так же объективного принятия решения о его признании непригодным необходимо заключение  проектно-изыскательской организации об инженерно-геологическом обследовании как самого дома, так и зоны, на которой он расположен. Делается экспертиза за счёт собственника и стоит немало – порядка 100 тысяч рублей.  То есть будет ли компенсация и в какой сумме  неизвестно, а деньги выложи уже сейчас. Люди этого сделать не готовы, но иного пути просто нет. Также гражданин должен находиться на учёте в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в предоставлении жилья на условиях социального найма. Но здесь – хоть стой на учёте, хоть не стой: маневренного фонда в Нижней Добринке не существует в принципе.

Хочется, как это непопулярно ни звучит, бросить камень и в огород самих претендующих на переселение. Люди почему-то думают, что кто-то будет хлопотать за них. Нет. Помочь могут и помогают, но добиться сегодня реальной материальной поддержки – это большой труд, просто так никто ничего не даст. Деньги бюджетные – всё строго по закону. А некоторые из проживающих (не старые и не нищие) даже нормальные документы на собственность оформить не удосужились. Также граждане порой и хитрят – прописывают к себе кучу родственников, некоторые из которых вообще здесь не живут.

Что касается самих прибрежных домов, то есть саманных построек начала прошлого века – до революции ещё возводили. Они, пардон, разваливаются уже не из-за Волги, а от старости, стены – сплошная труха, даже сайдингом не обошьёшь – крепить не на что. Кто-то пытается даже эти «избушки» содержать в приличном виде, а кто-то как будто нарочно старается, чтобы пострашнее смотрелось. То есть вокруг этого вопроса полно вопросов.

Однако в любом случае документы собирать придётся. Весь перечень необходимого людям предоставлен. И в суд с ними идти, скорее всего, тоже.

К слову, о берегоукреплении, с которого мы начали, жители улицы Ленина  и не особо мечтают, они, как мы поняли, хотят переехать. Да и нет смысла мечтать.

Буквально на следующий день после нашего приезда в Нижней Добринке побывала комиссия из Нижневолжского  филиала ФГБУ Водохозяйственное учреждение «ЦЕНТРРЕГИОНВОДХОЗ», которая пришла к выводу о необходимости берегоукрепительных работ 800 метров побережья. Однако в акте комиссии было указано, что теперь предстоит сделать расчет целесообразности и экономической эффективности мероприятий по берегоукреплению.  Они мегадорогие, и в том, что в итоге окажется целесообразным вложить сотни  миллионов рублей, чтобы спасти несколько старых домов, есть большие сомнения.

Корреспондент ОТР пообещал сделать ссылку на сюжет и заявил, что его цель – не «страшилку» показать, а помочь решению проблемы. Центральные телеканалы, конечно, — большая сила, но, повторимся, без самих жителей она с мёртвой точки не сдвинется.

Наталья Хрипкова

Фото автора

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель