С Алёной Петровной и каша вкуснее!

27 сентября – день работников дошкольного образования

«Она очень любит детей» — с этой фразы начинают разговор о Елене Ексарской, воспитателе умётовского детского сада, все, кто с ней знаком. И не случайно, потому что в профессию Елена Петровна пришла уже зрелым человеком, выбрав для себя по-настоящему любимое дело.

Мы хорошо кушаем и быстро растём

 Так обычно говорят мамочки совсем маленьких карапузов, целиком отождествляя себя со своим любимым чадом. И точно такими же словами описывает успехи своих воспитанников Елена Петровна, под опекой которой находятся тринадцать цыплят малышей от полутора до четырёх лет. 13 – это временно, из-за родительских опасений, связанных с коронавирусом: обычно ребятишек бывает больше, поэтому в садике всё-таки ждут прибавления. Впрочем, сколько бы ни было детворы, свою порцию ласки, внимания и родительской заботы получает каждый из малышей.

Почему родительской? Да потому что на этом, начальном этапе детсадовской жизни дети видят в педагогах продолжение своих мам и пап, да и функции воспитателей мало чем отличаются от родительских забот. Недаром на первом году детского сада малыши частенько называют своих наставников мамой, бабой или даже папой (кто с кем больше привык проводить времени). А вскоре вторая мама в детской негласной табели о рангах получает повышение и зовётся уже Петровной, ну или правильнее сказать, Петловной, Пет”овной, пока наконец не оформится в почти официальное Алёна Петровна. Неизменным остаётся только безграничное доверие маленьких человечков к «своим» взрослым, которых они уже включили в ближний круг, — к ним, как и к своим домашним, ребятишки несут первые успехи и радости, показывают каждую царапинку, ищут у них защиты от страхов и боли. «И это доверие, — говорит Елена Ексарская, — нельзя не оправдать».

Первый день на работе был «самым страшным»  

Решение работать с детьми родилось у Елены Ексарской после того, как выросли и выпорхнули из родительского гнезда двое её детей: сегодня Елена Петровна – ещё и счастливая бабушка двоих внуков. С тех пор, как вместе с мужем приехала в Умёт из Казахстана, она занималась семьёй, собственным домом и большим хозяйством. Успешно сменить работу домохозяйки на педагогическую деятельность помогло горячее желание окружить себя детьми, чтобы снова и снова дарить им свою любовь и заботу. Но Елена Петровна понимала, что просто любить детей – мало для профессиональной деятельности современного педагога: сегодня в практике дошкольного образования делается упор на развивающие технологии, огромное значение имеет и знание детской психологии. Поэтому недавняя домохозяйка стала студенткой Волгоградского педуниверситета, получив по окончании психолого-педагогическое образование, а затем и пройдя специализацию по дошкольному профилю.

Придя воспитателем в садик, Елена Петровна сразу поняла, что здесь её место. И всё-таки первый день стал самым страшным днём в её работе. «Этот день мне показался бесконечно длинным, — теперь, после семи лет практики, с улыбкой вспоминает наша героиня. – Я тревожилась и за себя, и за них. Как я столько детей спать уложу? Как смогу удержать их всех, когда они бегут кто куда, не видя ни углов, ни дверей? На помощь пришли сами дети, которых оказалось легко и отвлечь, и заинтересовать, и мои коллеги, у которых я не стеснялась спрашивать совета».

Основы практической психологии, как считает Елена Петровна, тоже очень помогли и помогают сейчас в её работе. Несмотря на то, что проблемы маленьких детей не сравнимы с подростковыми, у малышей тоже случаются возрастные кризисы. Особенно бурно может проходить кризис трёх лет, когда упрямое детское «я сам» сталкивается с банальным неумением и приводит к шишкам на каждом шагу. Здесь очень важно, говорит умётовский педагог, найти золотую середину во взаимоотношениях с ребёнком, чтобы, не провоцируя его на вполне оправданные протесты и бунты, всё же успевать вовремя «подстелить соломку», чтобы малолетний бунтарь, стремясь к самостоятельности, не разуверился в собственных силах. При этом соломки должно быть не очень много, иначе тяга к самостоятельности может засохнуть на корню. Как об этом говорит сама Елена Ексарская, родительскую пуповину надо перерезать.

Мамы-искусницы и папы-помогаторы  

В школьной среде любят говорить: «Учителя стимулирует ученик». Воспитателей в детских садах – тоже: нынешних дошколят, одним щелчком посылающих сообщение в Ватс Апп, сказками и самокатами, как в нашем советском детстве, не удивишь. Технологии, применяемые сегодня в детских садах, направлены на непосредственное участие детей в процессе познания мира, причём в приоритете – не руководство педагога, а инициатива самих детей.

Чтобы шагать в ногу со временем и с нашими быстро седлающими научно-технический прогресс детьми, уже с малых лет их вовлекают в проектную деятельность, где можно проследить какой-нибудь процесс от начала до конца. Вместе с Алёной Петровной малышня, к примеру, с удовольствием выращивает лук в горшке. А с недавнего времени в учреждении увлеклись игровой технологией Воскобовича – приобрели авторский коврограф «Ларчик», который даёт огромные возможности для развития детей в разных отраслях знаний.

Но и старые добрые методы рукоделия – рисование, лепка — не выходят из детсадовского обихода: работа на видимый результат интересна не только детям, но и их наставникам – воспитателям. Кстати, в этом непростом, но увлекательном деле активно участвуют родители малышей. Ну и пусть в конкурсе поделок и рисунков самых маленьких воспитанников соревнуются между собой замечательные работы их мам. Если малыш покрасил травку в фиолетовый цвет или скатал шарик для носа пластилинового ёжика, работы всё равно считаются коллективными.

Взаимопонимание между педагогами и родителями малышей – всегда залог хорошего настроения и продуктивной работы в коллективе. В группе Елены Ексарской, по её собственному признанию, в этом плане почти семейные отношения. Родители оказывают не только моральную поддержку, но и самую что ни на есть действенную помощь, активно принимая участие в праздничных мероприятиях, субботниках, в оформлении интерьера помещений. Мамочек своих малышей Елена Петровна зовёт не иначе как мамы-искусницы – за их золотые руки и незаурядные творческие способности, особенно в изготовлении поделок. Мамы, конечно, всегда в авангарде общественной детсадовской работы, но и папы приходят на помощь, если надо что-то починить-прикрутить-собрать. Такая вот большая дружная семья.

….Помните ли вы своих воспитателей, как помнят свою любимую Надежду Григорьевну Бунчукову теперь уже изрядно постаревшие воспитанники петроввальского детского сада № 23? Для нас, малышей, она была не просто второй мамой, она была великой сказочницей, от искусства которой мы теряли дар речи и отказывались идти домой. Для нашей благодарности теперь уже слишком поздно. Но ещё не поздно для тех, чьи любимые воспитатели продолжают трудиться в детских садах нашего района или находятся на заслуженном отдыхе. Торопитесь говорить им о своей любви! Не забывайте их, растворившись в новом мире школьных наставников и последующей взрослой жизни. Помните, что теплом рук и сердец этих людей были согреты первые, самые важные, годы вашей жизни…  

Надежда Каширина

Фото из архива Елены Ексарской

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель