27 сентября – день работников дошкольного образования
«Она очень любит детей» — с этой фразы начинают разговор о Елене Ексарской, воспитателе умётовского детского сада, все, кто с ней знаком. И не случайно, потому что в профессию Елена Петровна пришла уже зрелым человеком, выбрав для себя по-настоящему любимое дело.
Мы хорошо кушаем и быстро растём
Так обычно говорят мамочки совсем маленьких карапузов, целиком отождествляя себя со своим любимым чадом. И точно такими же словами описывает успехи своих воспитанников Елена Петровна, под опекой которой находятся тринадцать цыплят малышей от полутора до четырёх лет. 13 – это временно, из-за родительских опасений, связанных с коронавирусом: обычно ребятишек бывает больше, поэтому в садике всё-таки ждут прибавления. Впрочем, сколько бы ни было детворы, свою порцию ласки, внимания и родительской заботы получает каждый из малышей.
Почему родительской? Да потому что на этом, начальном этапе детсадовской жизни дети видят в педагогах продолжение своих мам и пап, да и функции воспитателей мало чем отличаются от родительских забот. Недаром на первом году детского сада малыши частенько называют своих наставников мамой, бабой или даже папой (кто с кем больше привык проводить времени). А вскоре вторая мама в детской негласной табели о рангах получает повышение и зовётся уже Петровной, ну или правильнее сказать, Петловной, Пет”овной, пока наконец не оформится в почти официальное Алёна Петровна. Неизменным остаётся только безграничное доверие маленьких человечков к «своим» взрослым, которых они уже включили в ближний круг, — к ним, как и к своим домашним, ребятишки несут первые успехи и радости, показывают каждую царапинку, ищут у них защиты от страхов и боли. «И это доверие, — говорит Елена Ексарская, — нельзя не оправдать».
Первый день на работе был «самым страшным»
Решение работать с детьми родилось у Елены Ексарской после того, как выросли и выпорхнули из родительского гнезда двое её детей: сегодня Елена Петровна – ещё и счастливая бабушка двоих внуков. С тех пор, как вместе с мужем приехала в Умёт из Казахстана, она занималась семьёй, собственным домом и большим хозяйством. Успешно сменить работу домохозяйки на педагогическую деятельность помогло горячее желание окружить себя детьми, чтобы снова и снова дарить им свою любовь и заботу. Но Елена Петровна понимала, что просто любить детей – мало для профессиональной деятельности современного педагога: сегодня в практике дошкольного образования делается упор на развивающие технологии, огромное значение имеет и знание детской психологии. Поэтому недавняя домохозяйка стала студенткой Волгоградского педуниверситета, получив по окончании психолого-педагогическое образование, а затем и пройдя специализацию по дошкольному профилю.
Придя воспитателем в садик, Елена Петровна сразу поняла, что здесь её место. И всё-таки первый день стал самым страшным днём в её работе. «Этот день мне показался бесконечно длинным, — теперь, после семи лет практики, с улыбкой вспоминает наша героиня. – Я тревожилась и за себя, и за них. Как я столько детей спать уложу? Как смогу удержать их всех, когда они бегут кто куда, не видя ни углов, ни дверей? На помощь пришли сами дети, которых оказалось легко и отвлечь, и заинтересовать, и мои коллеги, у которых я не стеснялась спрашивать совета».
Основы практической психологии, как считает Елена Петровна, тоже очень помогли и помогают сейчас в её работе. Несмотря на то, что проблемы маленьких детей не сравнимы с подростковыми, у малышей тоже случаются возрастные кризисы. Особенно бурно может проходить кризис трёх лет, когда упрямое детское «я сам» сталкивается с банальным неумением и приводит к шишкам на каждом шагу. Здесь очень важно, говорит умётовский педагог, найти золотую середину во взаимоотношениях с ребёнком, чтобы, не провоцируя его на вполне оправданные протесты и бунты, всё же успевать вовремя «подстелить соломку», чтобы малолетний бунтарь, стремясь к самостоятельности, не разуверился в собственных силах. При этом соломки должно быть не очень много, иначе тяга к самостоятельности может засохнуть на корню. Как об этом говорит сама Елена Ексарская, родительскую пуповину надо перерезать.
Мамы-искусницы и папы-помогаторы
В школьной среде любят говорить: «Учителя стимулирует ученик». Воспитателей в детских садах – тоже: нынешних дошколят, одним щелчком посылающих сообщение в Ватс Апп, сказками и самокатами, как в нашем советском детстве, не удивишь. Технологии, применяемые сегодня в детских садах, направлены на непосредственное участие детей в процессе познания мира, причём в приоритете – не руководство педагога, а инициатива самих детей.
Чтобы шагать в ногу со временем и с нашими быстро седлающими научно-технический прогресс детьми, уже с малых лет их вовлекают в проектную деятельность, где можно проследить какой-нибудь процесс от начала до конца. Вместе с Алёной Петровной малышня, к примеру, с удовольствием выращивает лук в горшке. А с недавнего времени в учреждении увлеклись игровой технологией Воскобовича – приобрели авторский коврограф «Ларчик», который даёт огромные возможности для развития детей в разных отраслях знаний.
Но и старые добрые методы рукоделия – рисование, лепка — не выходят из детсадовского обихода: работа на видимый результат интересна не только детям, но и их наставникам – воспитателям. Кстати, в этом непростом, но увлекательном деле активно участвуют родители малышей. Ну и пусть в конкурсе поделок и рисунков самых маленьких воспитанников соревнуются между собой замечательные работы их мам. Если малыш покрасил травку в фиолетовый цвет или скатал шарик для носа пластилинового ёжика, работы всё равно считаются коллективными.
Взаимопонимание между педагогами и родителями малышей – всегда залог хорошего настроения и продуктивной работы в коллективе. В группе Елены Ексарской, по её собственному признанию, в этом плане почти семейные отношения. Родители оказывают не только моральную поддержку, но и самую что ни на есть действенную помощь, активно принимая участие в праздничных мероприятиях, субботниках, в оформлении интерьера помещений. Мамочек своих малышей Елена Петровна зовёт не иначе как мамы-искусницы – за их золотые руки и незаурядные творческие способности, особенно в изготовлении поделок. Мамы, конечно, всегда в авангарде общественной детсадовской работы, но и папы приходят на помощь, если надо что-то починить-прикрутить-собрать. Такая вот большая дружная семья.
….Помните ли вы своих воспитателей, как помнят свою любимую Надежду Григорьевну Бунчукову теперь уже изрядно постаревшие воспитанники петроввальского детского сада № 23? Для нас, малышей, она была не просто второй мамой, она была великой сказочницей, от искусства которой мы теряли дар речи и отказывались идти домой. Для нашей благодарности теперь уже слишком поздно. Но ещё не поздно для тех, чьи любимые воспитатели продолжают трудиться в детских садах нашего района или находятся на заслуженном отдыхе. Торопитесь говорить им о своей любви! Не забывайте их, растворившись в новом мире школьных наставников и последующей взрослой жизни. Помните, что теплом рук и сердец этих людей были согреты первые, самые важные, годы вашей жизни…
Надежда Каширина
Фото из архива Елены Ексарской