В событиях, происходивших в Камышинском районе зимой 2012 года, сплелось многое – и разгул стихии, перед которым многие оказались беззащитны, и страшные человеческие трагедии, и страх, и боль, но вместе с тем невероятное мужество, взаимопомощь, самоотверженность в желании помочь людям…
«Пробить» трассу
Критическая ситуация начала развиваться в ночь с 27 на 28 января на трассе Волгоград – Саратов. Движение от границ Саратовской области до Пановки стало практически невозможно – метель, мороз под 30 градусов. А окончательно оно встало, когда дорогу перегородили две фуры, не сумевшие разъехаться и буквально сцепившиеся друг с другом. Образовался затор из более чем 300 автомобилей, а самое обидное, что и спецтехника не могла проехать, и вся эта вереница машин обрастала снежными сугробами.
Администрация Камышинского района и Усть-Грязнухи отреагировала чётко и оперативно, подключив семёновского предпринимателя Владимира Кениха и усть-грязнухинского фермера Александра Бауера, которые раздавали попавшим в затор людям еду и пищу. В придорожном кафе «На семи ветрах» людей кормила предприниматель Галина Ковалёва. Спецавтомобиль «Медицины катастроф» областного МЧС и «скорая», прикреплённая к Умётовской сельской амбулатории, осуществляли объезд, оказывая необходимую помощь и эвакуируя тех, кому было совсем худо.
Но мороз не ослабевал, горючее у застрявших авто заканчивалось, люди могли просто замёрзнуть, дорожной технике тоже требовалась дозаправка, а её работало здесь немало.
И здесь бесценную помощь оказали Александр и Алексей Щегловы — ИП «Щеглов» и ООО «Русойл», где А. П. Щеглов был председателем совета директоров. Они обеспечили два топливных заправщика с запасом ГСМ и на трассе, где сутками котролировали, как идёт заправка. Как говорит Александр Щеглов, в 2004 году он сам попадал в такой снежный плен, воспоминания остались страшные, поэтому теперь, ни минуты не раздумывая, поспешил на помощь.
К 30-31 января трасса Р-228 была расчищена, на обочинах оставалось много поломанных большегрузов, легковушки и пассажирский транспорт были эвакуированы. Жители Воднобуерачного, Гусёлки, Весёлово, Дворянского, Верхней Добринки всё это время чувствовали себя настоящими робинзонами. И лишь когда была «пробита» трасса, дошло дело и до них. И здесь большую помощь техникой оказали глава Воднобуерачного Иван Куленков и руководитель ОАО «Семёновское» Илья Ерофеев.
Вторая страшная волна
Но стихия не отступила. Снежным выдалось 1 февраля. Снова поднялась пурга, крепчал мороз, местами столбик термометра падал до – 30 градусов. В 11:10 движение по трассе на участке От Усть-Грязнухи до границ Саратовской области было закрыто.. Уже в 12.00 в Камышинском районе был развёрнут оперативный штаб под руководством тогдашнего главы района Владимира Ерофеева , такой же штаб начал работать в главном управлении МЧС России по Волгоградской области. Было принято решение ввести режим чрезвычайной ситуации. На отдельных участках трассы высота снежных заносов достигла 5 метров
Когда я сама, как журналист, побывала на трассе 3 февраля, снежные горы по обочинам, пробитые гигантскими «Картерпиллерами» и «Камацу», которые дали на помощь газовики, показались высотой с многоэтажный дом. Ехать в таком тоннеле было страшновато. А мороз и ветер сбивали с ног. Глаза камазистов, 3 суток просидевших на трассе под снегом, тоже не забыть. Спецехники к тому времени пришло уже много – всего работало 54 единицы, болотоходы — «Бобры» и «Лоси», приписанные к МЧС ЮФО – главные спасители. Люди набивались в них, как селёдки в бочки – главное, добраться до спасительной Усть-Грязнухи, где их размещали в школе и просто по семьям. Но это уже потом. А вначале приходилось управляться собственными силами.
Из-под снега торчала рука
— У нас «Газель» с людьми застряла, — голос директора Усть-грязнухинской школы Натальи Бауер в телефонной трубке, позвонившей в администрацию района, дрожал и срывался на слёзы.
Оказалось, что водитель маршрутки решил, что он самый хитрый и ловкий, и несмотря на то, что трасса была закрыта, рванул в объезд. И застрял в районе Марьиной Рощи.
— Люди – 12 пассажиров и водитель, вначале выходили на связь с Натальей Васильевной, очень паниковали. У них кончилось горючее, заглох двигатель — стали замерзать, потом сели телефоны, — вспоминает глава администрации района Алексей Самсонов. Он вместе с тогдашним главой Владимиром Ерофеевым лично координировали спасательные действия. – За людей было по-настоящему страшно. Попытался пробиться на «Кировце» Александр Бауер, но технике это оказалось не под силу. Александр Яковлевич и его односельчане очень многое сделали для расчистки дороги и эвакуации людей, работали и днём и ночью, слишком высока была ставка – человеческие жизни.
— Приняли решение подключать военных – нужная техника была поблизости только у них, — вспоминает Алексей Самсонов. – Командир 28-й отдельной бригадыРХБ защиты полковник Баранов выделил огромный «Урал» и сам лично выехал место трагических событий. Так же поступил и руководитель ДСУ-3 Сергей Дронин, выделив спецмашину – так называемую «бабочку». В итоге «Газель» с отчаявшимися людьми нашли, все остались живы. Снова была организована заправка на трассе и доставка еды и воды. Александр Щеглов без всяких гарантий оплаты обеспечил подвоз 22 тонн дизельного топлива и 2,5 – 92-го бензина.
Когда началась массовая эвакуация, стало полегче. Но бросать машины были готовы не все. Так, в районе Дворянского (там организовывал эвакуацию глава Мичурниского сельского поселения Александр Кнуров, помогали сотрудники ВПБСТИН) отказались покидать автомобиль цыгане – отец и сын.. В итоге, когда их потом обнаружил егерь, были уже плохи. Забрал на снегоход сначала парнишку, навстречу выехала «скорая», в машине он отошёл, просил пить – при обморожении наступает обезвоживание. Когда вернулись за отцом, из снега торчала рука – мужчина был мёртв.
В страшных муках умирал тракторист Юрий Фадеев. Они с напарником заблудились в снежной пелене, трактор завалился, вылетело окно. Нашли их сильно обмороженными, Юрий немного попил, потерял сознание и больше в него не приходил, напарник попал в реанимацию. Это две жертвы, о которых нам достоверно известно, но некоторые говорят, что погибших было трое. А уж обмороженных, простуженных…
Просто герои
Например, Владимир Тихонов, который пробился на «ГАЗ 66» к колонне из 17 фур и 18 легковушек – у него была информация, что в машине замерзают женщина с ребёнком. Его автомобиль тоже застрял, и он пешком, таща канистру с бензином, отыскал «Форд» с мамой и малышом, залил им горючее, чтобы хватило до утра. А разве не герои те, кто сутками не уходил с трассы, расчищая завалы, спасая людей, рискуя собственной жизнью?
— Я горд за своих подчинённых, — говорит командир 9 отряда ФПС полковник внутренней службы Олег Касаткин.
Главы окрестных поселений, сотрудники администрации – мужчины даже выходили на расчистку – все, как могли, сплотились для общего дела. Герои — простые жители Усть-Грязнухи – семьи Гольцман, Шарко, Лоренц, Ортман, Куанчалиевых, Бровченко, Илюшниковых, Байкиных, Штиб, Трещиловых, Бабенко, Пенкиных, Куц, Шушлебиных, принявшие на постой совершенно незнакомых людей и окружившие их заботой( заведующая детским садом Галина Гуденко приняла сразу семерых), сотрудники школы, где размещались эвакуированные с трассы( вот хватило работы поварам – всех накормили!). Вот такие у нас люди.
Могут спросить – ну почему не ликвидировали ЧС более оперативно? Ответ прост. Ну не взял пока человек верх над природой, да и не возьмёт никогда, наверное. Поэтому надо всегда быть готовыми к её катаклизмам и держаться друг за друга. Как это было в феврале 2012 года на трассе Р-228.
P. S.: 5 февраля режим чрезвычайной ситуации отменили. А 7 трассу перекрыли снова.
Наталья Хрипкова