С этой оптимистичной фразы директора Воднобуерачного ДК Ирины Костроминой начался наш предпраздничный разговор о её дружной команде единомышленников, которые, не за хвалу и не за награды, сеют в народе разумное, доброе, вечное. Трудами таких энтузиастов держится культура района.
Вот уже двадцать лет Ирина Александровна вместе со своими сподвижниками старается сохранить и возродить на селе традиционный фольклор. В январе коллектив стал участником всероссийских акций в рамках проекта «Народная культура для школьников», представив собственные видеофильмы об истоках народного творчества.
Лицом и главным украшением воднобуераченского Дома Культуры многие годы остаётся его песенный коллектив, причём лицо это, несмотря на почтенный возраст, — весёлое, жизнерадостное и задорное. Двадцать лет назад, когда Ирина Костромина возглавила сельский клуб, в наследство ей достался молодёжный вокальный ансамбль «Волжаночка», который исполнял в то время песни разных жанров. Недолго думая, новоиспечённый директор, «фольклорист по образованию и складу характера», перепрофилировал коллектив в народников, подобрав ему оригинальное и характерное для исполнителей народных песен название «Матаня». В этом названии органично сплелись жанровое направление и географическая принадлежность вокальной группы: считается, что старое местное название частушки, матаня, возникло как раз в Поволжье, откуда распространилось по всей России.
Сельские старожилы помнят, как спустя десять лет коллектив пережил «возрастной» кризис: молодые исполнительницы повыходили замуж и разъехались кто куда. С немалым трудом руководителю ДК удалось привлечь на вакантные места сельских певуний постарше, которые с тех пор прославили коллектив не только выступлениями в родном районе, но и успехами в областных и всероссийских конкурсах. Кстати, название коллектива оказалось ещё и пророческим (помните: как вы яхту назовёте…?). Понятие «матаня» исследователи отсылают к глаголу разговорной речи «мотаться». Руководитель коллектива так прямо и говорит: «Как назвались «Матаней», так и мотаемся». Ансамбль – постоянный участник традиционного фестиваля «От Волги до Дона», конкурса «Мир Кавказа», «Истоки» и других творческих слётов, из которых привозил награды разного достоинства. Успехи своего коллектива Ирина Александровна оценивает объективно: «Звёзд не ловим, но и в хвосте не тащимся».
Своих сподвижниц по культмассовой работе руководитель ДК называет волшебными женщинами, причём волшебство каждой – строго индивидуально.
Татьяна Ивановна Танасиенко, гидрометеоролог по профессии, свою клубную работу с детьми освоила на практике, и дети в ней души не чают – ходят к ней толпами. Художественный руководитель детского ансамбля-спутника «Ярославна», Татьяна Ивановна — рукодельница и очень талантливый творческий человек.
Людмила Алексеевна Эгель – балетмейстер, но ещё и швея-золотые руки. В гардеробе Дома культуры имеется не меньше сотни различных костюмов: эстрадных, народных, на разные возрасты от 5-ти лет и старше, — и всё это результаты её труда. В настоящее время Людмила Алексеевна, освоив соцсети и съёмку, является главным видеооператором и распространителем смонтированных фильмов об истоках народного творчества.
Екатерина Валерьевна Куленкова – в недавнем прошлом физинструктор «Олимпа», а теперь – активный член творческой команды работников культуры. Её подопечные – малыши от 5 до 9 лет. Кстати, в работе с детьми здесь применяется системный подход: наставники с ними занимаются по всем направлениям – вокалом, танцами, художественным чтением, чтобы дети получали разностороннее развитие. Екатерина Валерьевна также ведёт фитнес-клуб для сельских женщин.
Валентина Павловна Миндерева – технический работник, которому нет цены, ибо она всегда знает, где что лежит: от сценических костюмов до микрофонов. В условиях творческой работы, которой обычно сопутствует и творческий беспорядок, такой человек – просто палочка-выручалочка.
Все участницы творческого союза, по словам их начальника, — дамы с характером. А поскольку директор ДК – вечный двигатель и генератор всевозможных идей, то за кулисами праздников нередко слышится ворчливое: «Вот понапридумывает, а нам выполнять». В общем, обычные будни творческих людей. А из необычного, пожалуй, — честное и преданное служение своему ремеслу, которое, кстати, свойственно многим работникам культуры нашего района. Не считаясь ни со временем, ни со скромной зарплатой, эти лучики камышинской глубинки горят и заражают энтузиазмом других. Зачем, почему? В поисках ответа на эти вопросы приходишь к удивительному выводу: всеми этими людьми, вероятно, движет чувство, ушедшее с эпохой декабристов, — ощущать себя ответственными за образование народа, в нашем случае – ответственными за сохранение культурных традиций и приобщение к ним своих земляков, особенно юных. Такие вот мамонты живут ещё в наших сёлах…
Пандемия внесла свои коррективы в работу учреждений культуры: локдаун свёл на нет народные гуляния и массовые праздничные мероприятия. Только что прошедшая Масленица стала для Воднобуерачного первой ласточкой пробуждающейся жизни: из-за вполне понятных опасений далеко не все вышли провожать зиму, но лиха беда начало.
Альтернативой очным массовым мероприятиям пришли онлайн-воплощения, участие в дистанционных конкурсах и акциях. И здесь коллектив Дома культуры сумел проявить свою самобытность. Удачным «режиссёрским» дебютом стали фильмы об истории костюмов народов Поволжья, о традиционных угощениях масленичного стола и праздновании Николы-зимнего, представленные сельскими ревнителями культуры в рамках акций «Онлайн колядки» и «Фолк-урок» всероссийского проекта «Народная культура для школьников».
Оба фильма сделаны полностью на местном материале. Источником «Костюма Поволжья» стала история Воднобуерачного – многонационального села, пережившего несколько волн переселения: от немецкого исхода-1942 и эвакуации в село жителей Орловской области до прибытия представителей разных национальностей из Средней Азии. В итоге село стало интернациональным, объединив пять национальностей. В фильме была представлена история русского, украинского, немецкого, таджикского и марийского костюмов (на снимке).
Содержание «Масленичного стола» — это традиционные кушанья наших далёких предков: несколько видов блинов, пряники, в том числе постные, и жаворонки – печенье, символизирующее весну (на снимке).
Фильмы фольклорной тематики, с возможностью использовать их в инфоуроках для детей и взрослых, стали новым направлением в деятельности Дома культуры, в планах которого — собрать целый фольклорный год.
Музейный комплекс – ещё одна мечта Ирины Костроминой, стремящейся как можно полнее сохранить историю родного села, пока ещё живы свидетели ярких событий прошлого. Им есть о чём рассказать, начиная с создания первой женской тракторной бригады до истории совхоза «Буерачного», где в числе работников значатся кавалеры ордена Трудового Красного Знамени и другие герои труда. «Есть в нашем селе люди – настоящая ходячая энциклопедия! – так говорит о своих односельчанах Ирина Александровна. – Да собрать хотя бы «Матаню» — они столько всего порасскажут, чего не найдёшь ни в какой Сети, ни в книгах». Отдельным пунктом в поисковой работе клубников стоит собирание старинных песен нашего края.
Большая забота для руководителей сельских клубов и ДК — работа с молодёжью. Конкурировать на этом поприще работникам культуры приходится с сильнейшим противником – Интернетом, но современные технологии, с помощью которых можно было бы привлечь молодёжь, пока ещё недоступны сельским очагам культуры. И всё-таки вместе со школой, с военно-патриотическим клубом «Олимп» воднобуераченские подвижники ведут эту борьбу за детей. Одна из первых заповедей в работе с молодёжью в устах Ирины Костроминой звучит так: «Для детей и подростков двери клуба должны быть открыты всегда».
Надежда Каширина.
Фото предоставлены ДК Воднобуерачного