Работники воднобуерачного ДК стараются сохранить на селе традиционный фольклор

В январе коллектив стал участником всероссийских акций в рамках проекта «Народная культура для школьников», представив собственные видеофильмы об истоках народного творчества.

Лицом и главным украшением воднобуераченского Дома Культуры многие годы остаётся его песенный коллектив, причём лицо это, несмотря на почтенный возраст, — весёлое, жизнерадостное и задорное. Двадцать лет назад, когда Ирина Костромина возглавила сельский клуб, в наследство ей достался молодёжный вокальный ансамбль «Волжаночка», который исполнял в то время песни разных жанров. Недолго думая, новоиспечённый директор, «фольклорист по образованию и складу характера», перепрофилировал коллектив в народников, подобрав ему оригинальное и характерное для исполнителей народных песен название «Матаня». В этом названии органично сплелись жанровое направление и географическая принадлежность вокальной группы: считается, что старое местное название частушки, матаня, возникло как раз в Поволжье, откуда распространилось по всей России.

Сельские старожилы помнят, как спустя десять лет коллектив пережил «возрастной» кризис: молодые исполнительницы повыходили замуж и разъехались кто куда. С немалым трудом руководителю ДК удалось привлечь на вакантные места сельских певуний постарше, которые с тех пор прославили коллектив не только выступлениями в родном районе, но и успехами в областных и всероссийских конкурсах. Кстати, название коллектива оказалось ещё и пророческим (помните: как вы яхту назовёте…?). Понятие «матаня» исследователи отсылают к глаголу разговорной речи «мотаться». Руководитель коллектива так прямо и говорит: «Как назвались «Матаней», так и мотаемся». Ансамбль – постоянный участник традиционного фестиваля «От Волги до Дона», конкурса «Мир Кавказа», «Истоки» и других творческих слётов, из которых привозил награды разного достоинства. Успехи своего коллектива Ирина Александровна оценивает объективно: «Звёзд не ловим, но и в хвосте не тащимся».  

Своих сподвижниц по культмассовой работе руководитель ДК называет волшебными женщинами, причём волшебство каждой – строго индивидуально.

Татьяна Ивановна Танасиенко, гидрометеоролог по профессии, свою клубную работу с детьми освоила на практике, и дети в ней души не чают – ходят к ней толпами. Художественный руководитель детского ансамбля-спутника «Ярославна», Татьяна Ивановна — рукодельница и очень талантливый творческий человек.

Людмила Алексеевна Эгель – балетмейстер, но ещё и швея-золотые руки. В гардеробе Дома культуры имеется не меньше сотни различных костюмов: эстрадных, народных, на разные возрасты от 5-ти лет и старше, — и всё это результаты её труда. В настоящее время Людмила Алексеевна, освоив соцсети и съёмку, является главным видеооператором и распространителем смонтированных фильмов об истоках народного творчества.

Екатерина Валерьевна Куленкова – в недавнем прошлом физинструктор «Олимпа», а теперь – активный член творческой команды работников культуры. Её подопечные – малыши от 5 до 9 лет. Кстати, в работе с детьми здесь применяется системный подход: наставники с ними занимаются по всем направлениям – вокалом, танцами, художественным чтением, чтобы дети получали разностороннее развитие. Екатерина Валерьевна также ведёт фитнес-клуб для сельских женщин.

Валентина Павловна Миндерева – технический работник, которому нет цены, ибо она всегда знает, где что лежит: от сценических костюмов до микрофонов. В условиях творческой работы, которой обычно сопутствует и творческий беспорядок, такой человек – просто палочка-выручалочка.

Все участницы творческого союза, по словам их начальника, — дамы с характером. А поскольку директор ДК – вечный двигатель и генератор всевозможных идей, то за кулисами праздников нередко слышится ворчливое: «Вот понапридумывает, а нам выполнять». В общем, обычные будни творческих людей. А из необычного, пожалуй, — честное и преданное служение своему ремеслу, которое, кстати, свойственно многим работникам культуры нашего района. Не считаясь ни со временем, ни со скромной зарплатой, эти лучики камышинской глубинки горят и заражают энтузиазмом других. Зачем, почему? В поисках ответа на эти вопросы приходишь к удивительному выводу: всеми этими людьми, вероятно, движет чувство, ушедшее с эпохой декабристов, — ощущать себя ответственными за образование народа, в нашем случае – ответственными за сохранение культурных традиций и приобщение к ним своих земляков, особенно юных. Такие вот мамонты живут ещё в наших сёлах…

Пандемия внесла свои коррективы в работу учреждений культуры: локдаун свёл на нет народные гуляния и массовые праздничные мероприятия. Только что прошедшая Масленица стала для Воднобуерачного первой ласточкой пробуждающейся жизни: из-за вполне понятных опасений далеко не все вышли провожать зиму, но лиха беда начало.

Альтернативой очным массовым мероприятиям пришли онлайн-воплощения, участие в дистанционных конкурсах и акциях. И здесь коллектив Дома культуры сумел проявить свою самобытность. Удачным «режиссёрским» дебютом стали фильмы об истории костюмов народов Поволжья, о традиционных угощениях масленичного стола и праздновании Николы-зимнего, представленные сельскими ревнителями культуры в рамках акций «Онлайн колядки» и «Фолк-урок» всероссийского проекта «Народная культура для школьников».  

Оба фильма сделаны полностью на местном материале. Источником «Костюма Поволжья» стала история Воднобуерачного – многонационального села, пережившего несколько волн переселения: от немецкого исхода-1942 и эвакуации в село жителей Орловской области до прибытия представителей разных национальностей из Средней Азии. В итоге село стало интернациональным, объединив пять национальностей. В фильме была представлена история русского, украинского, немецкого, таджикского и марийского костюмов (на снимке).

Содержание «Масленичного стола» — это традиционные кушанья наших далёких предков: несколько видов блинов, пряники, в том числе постные, и жаворонки – печенье, символизирующее весну (на снимке).

Фильмы фольклорной тематики, с возможностью использовать их в инфоуроках для детей и взрослых, стали новым направлением в деятельности Дома культуры, в планах которого — собрать целый фольклорный год.

Музейный комплекс – ещё одна мечта Ирины Костроминой, стремящейся как можно полнее сохранить историю родного села, пока ещё живы свидетели ярких событий прошлого. Им есть о чём рассказать, начиная с создания первой женской тракторной бригады до истории совхоза «Буерачного», где в числе работников значатся кавалеры ордена Трудового Красного Знамени и другие герои труда. «Есть в нашем селе люди – настоящая ходячая энциклопедия! – так говорит о своих односельчанах Ирина Александровна. – Да собрать хотя бы «Матаню» — они столько всего порасскажут, чего не найдёшь ни в какой Сети, ни в книгах». Отдельным пунктом в поисковой работе клубников стоит собирание старинных песен нашего края.

Большая забота для руководителей сельских клубов и ДК — работа с молодёжью. Конкурировать на этом поприще работникам культуры приходится с сильнейшим противником – Интернетом, но современные технологии, с помощью которых можно было бы привлечь молодёжь, пока ещё недоступны сельским очагам культуры. И всё-таки вместе со школой, с военно-патриотическим клубом «Олимп» воднобуераченские подвижники ведут эту борьбу за детей. Одна из первых заповедей в работе с молодёжью в устах Ирины Костроминой звучит так: «Для детей и подростков двери клуба должны быть открыты всегда».

Надежда Каширина.

Фото предоставлены ДК Воднобуерачного

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель