Так быть ли Петрову Валу туристическим городом?

Зачем строить «планов громадьё», когда живёшь в глубинке? Этот вопрос возникает в мыслях с завидной периодичностью. Когда трясёшься в машине по избитым дорогам и боишься оставить колесо в залитой талой водой колдобине. Когда сломалось что-то из бытовой техники, и в поисках нужной на замену детали безрезультатно нарезаешь круги по местным магазинам.  Наконец, когда приехали познакомиться из областного центра специалисты по развитию внутреннего туризма с уверенностью в том, что Петров Вал можно превратить в центр паломничества, получив для подкрепления субсидирование, гранты и т.п. по ещё не утверждённому нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства», куда государство планирует вложить триллионы рублей.

Наверное, вишенки на торте есть и в мечтах, даже целых две — это приятно и бесплатно. Гости встретились с главой – поговорили, корреспондент газеты их послушала – написала, три с половиной тысячи человек прочитало, кто-то из них обрадовался широким горизонтам, и вот оно, сформированное общественное мнение… Каждый из участников счастлив, потому как не зря свой хлеб ест.

Почему воздушные замки – не лучший способ?

Во-первых, потому что пока Петров Вал, как и Камышин, без просчитанной стратегии и финансовой «подушки» на её воплощение, к сожалению, не готов достойно принять приезжих. Большинство жителей – люди неглупые, они  просто обозлятся. Кто-то молча, а кто-то высказав резонное, мол, куда везти туристов, если свернёшь с центральных улиц – и чёрт ногу сломит. Ну, сфотографируются гости в центре у памятника Ленину, «гладящему кошку», осмотрят ДК и сквер железнодорожников в центре, а дальше что? Знаменитые Валы нужно в порядок приводить. Там поблизости туристу даже, пардон, в туалет сходить некуда.

Во-вторых, если непонятно толком, что показывать, то и большой целевой аудитории сюда не заманишь. Работа с потенциальным гостем начинается задолго до того, как он пришёл к памятнику, и включает в себя обширные аспекты: анонсы, создание фотозон, подготовка событийных мероприятий и прочее. Тот же поклонник советского или петровского наследия без них как приедет, так вскоре и уедет, не оставив в местной казне лишней копейки. А ведь ради неё, признаемся, всё и затевается. Логично?

Призрачные мечты как способ изменения жизни зачастую выбирают неопытные руководители, у которых скудный бюджет, не сформированный турпродукт, нет широкой рекламы и информационного сопровождения. В итоге только и остаётся, что утешаться народным «лишь бы не было войны».

Как сделать реально?

Юрий Кравцов, старший консультант отдела развития внутреннего туризма и межрегионального взаимодействия комитета по развитию туризма Волгоградской области:

—  Ещё в 2019 году состоялось организационное совещание регионального комитета по празднованию 350-летия российского реформатора Петра Первого и составлен план мероприятий. Поскольку ваш город тесно связан с именем последнего царя всея Руси, то вам сам бог велел, создав вместе с нами маршрут на месте строительства канала петровской эпохи, приплюсовав археологические, природные, этнографические возможности, подключив с нашей помощью социальные структуры, туроператоров, перевозчиков, развивать туристическое направление как экономическую сферу. Сразу скажу – это нелегко, но очень интересно и вполне реально. Вы покажете уникальность родного города, попадёте в популярный нынче тренд развития подобных населённых пунктов.  Таковым, например, является Мышкин в Ярославской области, где живет всего около 5,5 тысяч человек, — он во многом развивается за счет туризма, принимая в год до 140 тысяч гостей.  

Игорь Дрегваль, полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства в ЮФО:

— Мы часто слышим лозунг «Развивая туризм – развиваем Россию», который отражает правду сегодняшнего дня. Её не нужно бояться. Думаю, даже хорошо, что мы начали работать не как обычно, после утверждения нацпроекта, а ещё во время его активной разработки, поскольку и нам остаётся пространство для воплощения в жизнь многих задумок и разрешения проблем. Объезжая сейчас районы нашей области, осматривая и высоко оценивая их потенциал, мы в то же время хорошо понимаем, что, кроме прочего, необходимо будет обучать специалистов на местах. Ведь за последние годы произошло много сокращений и оптимизаций. Бывает, приезжаем куда-то, а там один отдел, где трудятся несколько женщин, отвечающих за всё, начиная вёрсткой бюджета и заканчивая готовностью поставить под ружьё призывников. Надеемся, что вкладываемые в масштабный нацпроект средства помогут исправить ситуацию. Конкретно сейчас, в самом начале совместной работы, нам нужно понять, как грамотнее проложить по вашему городу маршрут «Петров Вал – страница истории великой эпохи», где и какие расставить акценты, сделать арт-объекты, фотозоны, чтобы они привлекли туристов.  Теоретически, может быть полезной и интересной площадка под открытым небом, отражающая дух конца 17 – начала 18 веков: стилизованный домик немецкого инженера Иоганна Бреккеля или английского строителя каналов Джона Перри. Обязательно должна быть закрытая территория, мини-музей, позволяющий привести гостей, показать – рассказать им всё возможное о Петре Первом, смоделировать там какие-то детали. Не стоит забывать, что и в гербе города отражена стилистика Петра, её хорошо было бы использовать в изготовлении сувенирной продукции.  Да мало ли что можно придумать – воссоздать элементы оружия петровской эпохи, допустим. Простор для работы — огромный.

Маргарита Пронина, ведущий специалист сектора туристических проектов Агентства развития туризма:

— Как практик я хочу акцентировать, что, помимо составления предварительного перечня объектов маршрута, мы должны оценить, куда можно будет поставить автобусы с туристами и как эта точка впишется в общий фон. Организовать питание в местных кафе. Думаю, понадобится интерактив, какие-то дополнительные подводки в виде школьных музеев и экспозиций либо фотозоны. Хорошо, что у вас рядом проходит железная дорога, то есть имеется возможность путешествовать на электричках. Люди, приехавшие сюда даже на один день, смогут утром провести хорошо время в Петровом Вале, купить сувениры, созданные руками местных мастеров, затем съездить в соседний Камышин. Думаю, получится показать ваши достопримечательности во всей красе, обыграть их,  поставить мотивирующие на путешествие указатели. В здании вокзала можно организовать стилизованную зону, чтобы все желающие отправляли открытки с живописными видами Петрова Вала своим родным и друзьям.

Всё рассказанное гостями звучало, конечно, заманчиво. Глава города железнодорожников Елена Береговая не посчитала их предложения чем-то невыполнимым, только уточнила:

—   Мы сейчас входим в стадию больших перемен в плане благоустройства, так как выиграли грант в 50 миллионов рублей. Это направление и будет у нас во главе угла в ближайшее время. О заходе маршрута, думаю, говорить пока рано. Другое дело – добавить что-то в наши планы с учётом туристского аспекта. Мы, честно говоря, и сами давно мечтали привлечь туристов. Однажды пригласили к себе иностранных студентов ВолГУ. Объяснили им, где словами, где жестами, что когда холодно («айс»), нужно сжечь чучело Зимы («и тогда она гуд бай»). Китайцев особенно впечатлили наши колоритные Валы. Студенты с удовольствием поучаствовали в народных гуляниях, полакомились блинами и остались очень довольны приёмом. Есть у нас и небольшой опыт по созданию собственного маршрута. Директор ДК Наталья Кочергина делала его для петроввальских малышей: от памятника к памятнику. И да, все напитались позитивом, набрались впечатлений, на это не потребовалось много средств.

Вот такая беседа произошла недавно в кабинете Елены Береговой. Затем она провела экскурсию, показав волгоградцам обновлённый Дом культуры и исторические места своего города. 

А вы, уважаемые читатели, как смотрите на туристическое будущее Петрова Вала? Только честно.

Елена Кулыжкина

Фото автора

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель