Проблемы сохранения здоровья учащихся, учителей, преподавателей и студентов,
привитие им навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на
укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень
актуальны сегодня.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его
деятельности, в образе его мышления, в характере поведения. Важнейшими
требованиями, которые предъявляются к профессии педагога, являются четкость
социальной позиции и профессионализм. Безусловно, педагог — должен обладать
системой интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является
другой человек, поэтому заключается в том, что педагог управляет процессом
интеллектуального, эмоционального и физического развития обучающегося, формирует у
него духовный мир. Основное содержание педагогической профессии составляют
взаимоотношения с людьми, умение понять и направить усилия других людей на их
достижение целей, поставленных государством и обществом. Преподаватели относятся к
особой группе населения, для которой характерны многообразные условия и наиболее
напряженные виды профессиональной деятельности. Профессия педагога с одной
стороны является социально значимой для всех слоев населения, поскольку именно они,
начиная со школы, формируют основы знаний у подрастающего поколения, а с другой
стороны эта профессия является чрезвычайно эмоциональной и творческой, что требует
больших сил.
В целом профессиональная деятельность учителей и преподавателей сопряжена с
воздействием большого числа стресс-факторов, тем более, что профессиональная
деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных видов социальных
воздействий на организм человека и входит в группу профессий с большим присутствием
факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье и приводит к эмоциональному
выгоранию и, в конечном итоге, способствует ухудшению здоровья.
Ответственность за создание и функционирование системы управления охраной
труда законодательно возложена на плечи работодателя. Как справляются сегодняшние
директора школ, заведующие детскими садами с этими непростыми задачами? Какую
помощь им оказывает профсоюз и как работает система общественного контроля? Почему сегодня тема охраны труда особенно актуальна?
Вот что об этом говорит директор школы Бодосова Е.В.: «Охрана труда — это всегда актуальная тема, так как самое главное — безопасность. Дороже жизни работника, обучающегося, любого человека — ничего нет. Поэтому мы в первую очередь должны заботиться о том, в каких условиях трудятся все работники образования, в каких условиях осуществляется учебный процесс в целом. Эти условия должны быть безопасными, отвечающими требованиям охраны труда, и здоровыми — соответствующими санитарным нормам и правилам».
Какие основные правовые акты регламентируют совместную работу работодателя и
выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации (профкома) по
реализации мероприятий по охране труда?
Это коллективный договор и соглашение по охране труда, которое является
необходимым приложением к коллективному договору.
Коллективный договор устанавливает порядок взаимоотношений между работодателем и работниками в рамках социального партнерства по всем направлениям деятельности
образовательной организации, обеспечивая социальные предусмотренные трудовым законодательством, иными федеральными законами и законами субъектов РФ.
Особое место в коллективном договоре занимает раздел «Охрана труда», поскольку
в первую очередь это касается обеспечения безопасности жизни и здоровья работников, а
также обучающихся.
Целесообразность планирования мероприятий по охране труда обусловлена
необходимостью постоянного улучшения условий труда, санитарно-бытового
обеспечения работников, способствует предупреждению травматизма на производстве.
С каждым годом увеличивается число организаций профсоюза, принимающих
участие в мероприятиях, посвященных Всемирному дню охраны труда, проходившему в
2021 году под девизом «Предвидеть, подготовиться и ответить на кризис – инвестируйте в
устойчивую систему охраны труда». В рамках акции прошла декада охраны труда:
администрацией проведено производственное совещание «Трудовой Кодекс РФ. Раздел
по охране труда», совместно с профкомом провели проверку рабочих и ученических мест
на соответствие технике безопасности, правилам и нормам по охране труда, проведен конкурс на лучший плакат по охране труда и социальному партнерству среди педагогов; конкурс детских рисунков по тематике «Охрана труда глазами детей», смотры кабинетов и уголка по охране труда; организована тематическая книжная выставка «Охрана труда от А до Я». Созданы фотоколлаж и видеоролик, посвященный Всемирному Дню охраны труда «Безопасный труд – право каждого человека!» В течение месяца организованы и проведены акции по благоустройству территории образовательного учреждения и села.
По итогам проведенных мероприятий проведено профсоюзное собрание коллектива с единой повесткой дня «Предвидеть, подготовиться и ответить на кризис – инвестируйте в устойчивую систему охраны труда».
Н. Свистуленко, Верхнегрязнухинская средняя школа
Фото: sites.google.com