Как пережить ЕГО

Рекомендации для тех родителей выпускников, кто, как и автор этой статьи, добросовестно старается считать до десяти в то время, когда руки чешутся запустить в любимое чадо тапком.

До экзамена всегда либо очень далеко, либо один день. Подлинный смысл этой мудрой фразы (жаль, что не сама придумала) мне довелось постичь, когда мой сын-девятиклассник, весь год с нахально-уверенным видом бивший баклуши, за месяц до сдачи ОГЭ решил-таки заглянуть в пробники. Дело было на кухне, где я традиционно медитировала над плитой, — тем ужаснее прозвучали его слова: «Знаешь, а там, оказывается, всё так сложно…». И в этот момент я поняла – надо что-то делать. Не с ним — с собой. Потому что больше всего на свете мне вдруг захотелось уже сейчас рассказать ему обо всех преимуществах замечательной профессии дворника и истерично закончить: «Я тебя предупреждала». То есть сделать всё то, чего ни в коем случае не советуют делать психологи и другие специалисты по родительским неправильностям.

  Итак, движимая чувством нарастающей (по мере приближения экзамена) тревоги и заострившегося материнского инстинкта защитить своего ребёнка (от себя самой), я честно проштудировала рекомендации знатоков на востребованную, как оказалось, тему «Советы родителям в преддверии сдачи ЕГЭ». Наше ОГЭ – конечно, не такое эге-ге, как ЕГЭ, но запасаться терпением (и ещё чем там советуют) лучше начинать заранее.

ПризнАюсь, в большинстве своём советы показались отличными, но не работающими именно в нашем конкретном случае. Все эти рекомендации: чтобы ребёнок соблюдал режим дня, гулял на свежем воздухе пропорционально сидению в компьютере и за учёбой, вёл активный образ жизни, содержал в порядке своё рабочее место (ради порядка в голове)… — всё это для нашей семьи эдакое Прекрасное Далёко. Реальность же такова, что при попытке исполнения каждого из этих пунктов нашей ячейке общества обеспечены кровопролитный бой и численные потери прямо на подступах к экзамену. Да, внедрять все эти правильности надо было раньше, но так уж сложилось,  и осмелюсь предположить, что не у нас одних.  

Но вернёмся к советам. Нечто полезное мне отыскать всё же удалось. Это такие базовые принципы, которые будут работать без оглядки на уровень организованности наших с вами детей и которые под силу выполнить всем родителям, если они вспомнят, что главное их желание – видеть своих отпрысков здоровыми и счастливыми. И если они не воспринимают всерьёз фразу: «Мама прожила свою жизнь – сумеет прожить и твою».

Итак, прежде всего нам, родителям выпускников (неважно какого класса), настоятельно рекомендуют разобраться, чего же на самом деле хочет ваш ребёнок, и уяснить себе, где ОН с его мечтами и планами, а где — ВАШИ собственные амбиции. Если он ждёт — не дождётся, чтобы после 9-го класса пойти учиться на повара (а вы ещё не заметили, что его блины получаются вкуснее ваших), не надо тащить его за уши в 10-й класс «потомуЧтоМамаЗнаетКакТебеБудетЛучше».

По этому поводу у меня есть вопиющий пример моей сестры, которая по настоянию родителей 10 лет отМучилась в музыкальной школе по классу фортепиано, после чего демонстративно захлопнула крышку инструмента. Навсегда. Потом, поступив по родительским стопам в политех на «Строительство дорог и мостов», она в итоге проработала больше 20 лет бухгалтером на самых разных предприятиях, кроме строительства дорог и мостов. И только благодаря коронавирусу освоила, наконец, любимую с детства профессию парикмахера и теперь счастливо работает мастером в салоне и профессионально «охотится» на домочадцев.

Следующий совет, наверное, самый сложный: не зеркалить поведение ребенка — оставаться спокойным и доброжелательным при любом раскладе. Потому что только в таком состоянии родители могут реально ему помочь, не утратив способности рассуждать здраво и оставаться опорой. А для этого надо самим осознать, что даже самый плохой исход — это не повод жертвовать вашими с детьми отношениями и обоюдным здоровьем. Жизнь на ЕГЭ не заканчивается – для вашего ребёнка она только начинается: пусть же он войдёт в неё человеком, которому не страшны подобные катаклизмы и который может справиться со всеми внешними обстоятельствами. 

Легко сказать, а как всё это сделать? Для кого-то, возможно, подойдёт такой практический метод: заранее обсудить с подростком возможные варианты его будущего, не забывая о самом неприятном сценарии. То есть настраивать ребенка на лучшее, показывая, что вы верите в него, но держать в кармане возможные варианты на случай «плохого сценария».

Кстати, такой совет подходит не только для выпускников – его дают и взрослым как средство борьбы со страхами. Заглянуть своему конкретному страху в лицо – закрыть глаза и пережить мысленно эту ситуацию, чтобы увидеть новые перспективы вашей дальнейшей жизни. Психологи уверяют, что когда вы откроете глаза, то убедитесь, что мир вокруг вас не рухнул и не похоронил вас под своими обломками. Научиться воспринимать жизненные неудачи как новые возможности – это сегодня одно из главных ноу-хау, которому учат гуру счастливой жизни.

А вот от чего надо воздержаться, так это от непривычных для подростка реакций. Потому что если вы броситесь его расцеловывать при сообщении о неудачно сданном экзамене, а такие нежности в семье не приняты, бедный ребёнок окончательно утвердится в мысли, что «это катастрофа». По тем же причинам не стОит ходить вокруг него на цыпочках и разговаривать, как с больным, или настойчиво призывать к откровенности – дайте ему возможность быть самим собой и уважайте личное пространство.

Хочется предостеречь нас с вами, родителей, ещё от одной ошибки. Если вы не довольны результатом экзамена, не надо искать виноватых и меньше всего их надо искать среди учителей. От ребят, занимающихся у репетиторов, иногда можно услышать: «Да если бы он/она работал у нас в школе…». Это неправильное рассуждение, хотя бы потому, что свободные художники репетиторы и загруженные уроками, классными часами, внеурочными мероприятиями, родительскими собраниями и отчётами школьные учителя – это, как говорят одесситы, две большие разницы. И работают они в той же системе, в которой учатся наши дети. Так что давайте обойдёмся без обид. ЕГЭ приходит и уходит, а школьные годы – чудесные!

Надежда Каширина

Фото:https://klike.net/3472

 

 

 

   

  

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель