Как бороться с завышенными суммами ОДН?

 Какие причины кроются за непостоянством значений ОДН и можно ли ими управлять, мы разбирались вместе с начальником отдела ЖКХ и окружающей среды Администрации Камышинского района Еленой Журавлёвой.

Пресловутый человеческий фактор

Без малого десять лет прошло с тех пор, как в коммунальных квитанциях на законных основаниях появилась графа «ОДН». С тех пор многие уже осознали, а другие просто смирились с мыслью о том, что именно собственники должны содержать места общего пользования и оплачивать затраченные на них ресурсы. Мы и не отказываемся. И даже понимаем: если в доме прорвало трубу, то вода, утекшая в землю до того, как сантехники успели закрыть вентиль, «прольётся» соответствующими суммами и в наши платёжки.

Но когда выясняется, что три лампочки в подъездах «нажигают» электричества больше, чем все бытовые приборы в квартирах, — это настораживает. Тем более что сейчас, в отличие от ситуации десятилетней давности, мы вооружены и общедомовыми, и индивидуальными приборами учёта. А что такое ОДН, как не разница между этими двумя величинами, распределённая на всех жильцов пропорционально площади каждой квартиры?

«В теории, — говорит начальник районного отдела ЖКХ Елена Журавлёва, — значение  ОДН не должно превышать 2-5 процентов от общего потребления коммунального ресурса (той же воды или электричества). Но на практике мы сталкиваемся с тем самым человеческим фактором, который чаще всего и приводит к завышению этих значений и, соответственно, к возрастающим суммам платежа».

Справедливости ради надо указать, что существуют и объективные причины повышения этого показателя. Кроме тех же «водяных» аварий  — погрешность измерения домашних счётчиков и так называемый порог чувствительности некоторых моделей, при котором прибор просто «не считывает» маленький напор воды, не крутится. В этом случае хитрецы, набирающие банки воды тонкой струйкой, или подтекающие краны и унитазы, так же «накапывают» наш общий должок,  не учтённый личными счётчиками. И всё-таки объективные причины, как утверждают специалисты, — это капля в море по сравнению с человеческим фактором. Они  выделяют три главных источника, которые напрямую влияют на размер общедомовых начислений.

Три кита проблемы

Во-первых, это показания, поданные с ошибками, и те, что переданы не в установленные дни. К примеру, жильцы многоквартирного дома (МКД) передают показания в разные дни месяца с 10 по 25 число, а показания общедомового счётчика фиксируются 25 числа. Если кто-то передал данные 10 числа, то до 25-го (тем более в зимний период, когда электропотребление в квартирах возрастает) он использует ещё очень много киловатт-часов, которые в этом расчётном периоде «упадут» в ОДН. В следующем месяце они вернутся жильцу квартиры, но «скачки» ОДН в случаях, когда показания передаются неравномерно, неизбежны. То же самое происходит, когда показания передаются примерно, округляются в большую или меньшую сторону или передаются с ошибками.

Проблема номер два связана с теми квартирами, где нет индивидуального прибора учёта и плата за потреблённый ресурс начисляется по нормативу. Как известно, при отсутствии   индивидуального  прибора учета расчёт платы за ресурс в квартире начисляется путём умножения количества прописанных человек на норматив потребления коммунальной услуги.  Если в такой квартире живёт много народу (так называемые резиновые квартиры) и, соответственно, фактическое потребление света и воды гораздо больше установленного норматива, то вся «неучтёнка» опять-таки ляжет на всех жильцов дома. Потому что общедомовой прибор учёта правильно сосчитает все израсходованные кубы или киловатт-часы.  

«У норматива есть и другая сторона, — отмечает Елена Журавлёва. — Для одиноко проживающих или просто мало расходующих коммунальные ресурсы жильцов он способен стать источником несправедливых начислений — в том случае, когда норматив намного превышает фактическое потребление. В результате складывается парадоксальная ситуация: объём потребленной домом воды (по общедомовому счётчику) оказывается меньше, чем сумма объёмов, потреблённых во всех жилых и нежилых помещениях дома по отдельности. Такие «отрицательные» значения ОДН ранее никак не учитывались при определении размера платы всех собственников. Сейчас имеется практика  корректировки отрицательно сложившегося ОДН во  взаимоотношениях  между ресурсоснабжающей организацией и  управляющей компанией конкретного МКД».

Ну а третья проблема, ведущая к нашим завышенным суммам ОДН, связана с банальным воровством коммунальных ресурсов – как в квартирах, так и за их пределами. Способов незаконно уменьшить размер суммы платежей за пользование услугами ЖКХ – великое множество. Сотрудники петроввальского МУП ВКХ (поделилась с нами начальник абонентского отдела Евгения Лебединская), проводя контрольные замеры в квартирах, сталкиваются и с нарушением целостности антимагнитных лент, и с врезками в обход приборов учёта.

В том же Петровом Вале бывали случаи, когда к электрическим сетям дома втихаря  подключались магазины. О таком подключении жильцы одного из домов по проспекту Пионеров узнали как раз по взлетевшим суммам платежей за ОДН: старший по дому инициировал проверку комиссии в составе представителей администрации города и специалистов камышинского участка предприятия «Волгоградэнергосбыт». После установки факта хищения электроэнергии магазином, расположенным внизу, жителям сделали перерасчёт, а юридическое лицо привлекли к ответственности.       

Не укради!

В причинах, провоцирующих скачки ОДН, собственно, и кроется ответ на вопрос о том, могут ли жильцы держать под контролем самую непостоянную строку коммунальной платёжки. Для этого нужно вовремя передавать точные показания домашних приборов учёта, уведомлять коммунальные предприятия в случаях длительного отсутствия в квартире, следить за появлением в доме «резиновых квартир» и, главное, следовать библейской заповеди «не укради». Соблюдение этих правил не замедлит сказаться на результатах. Так, в Антиповке, по словам директора местного коммунального предприятия Александра Калачёва, в имеющихся на территории поселения 15-ти многоквартирных домах нет злостных неплательщиков или воришек, а потому и проблем с неучтённой водой тоже нет.

Уменьшить влияние человеческого фактора на ситуацию с «выпадающими» коммунальными ресурсами помогают и проводимые организациями-поставщиками мероприятия. В Петровом Вале, где насчитывается самое большое в районе количество МКД, — почти стопроцентный охват антимагнитными лентами водомеров в квартирах, а на поливную воду для придомовых клумб, которая берётся из подвалов, установлены счётчики. Сюда же относятся контрольные замеры показаний индивидуальных приборов учёта и проверка их исправности, выявление незаконных врезок и подключений, а также капитальные ремонты в домах и модернизация сетей тепло-водо- и электроснабжения, способствующие предотвращению аварий и снижению технических потерь коммунальных ресурсов.

Надежда Каширина

Фото: https://uchet-jkh.ru/

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель