Как служат в Камышинском районе хвостатые полицейские

Наш городок на Волге, славится  набережной и благоустроенными  районами, с мкрасивыми современными строениями. А вот за  «Молодёжкой» в основном — старые  дома, вокруг которых ютятся гаражи и сарайчики». Среди всей этой живописной «архитектуры»и пришлось мне искать полицейский центр кинологической службы. Ожидалось увидеть длинную хлевушку с тёмными закутками для собак. Но нет…   

За высоким забором, оживлённым аккуратно подстриженным газоном и декоративными кустарниками – двухэтажный дом с большим портретом овчарки над входом. Экскурсия, проведённая начальником Иваном Шикаевым по его владениям, тоже впечатлила. Во-первых, очень достойным ветеринарным хозяйством, вернее, целым комплексом помещений для профилактического  осмотра, лечения травм, проведения операций и карантина животных. Заведует всем этим добром старший сержант полиции Ирина Железнова. Во-вторых, актовым залом с развешанными по стенам обучающими плакатами. Он может вместить не только местных специалистов, но и принять немало гостей для обмена опытом. В-третьих, кабинетами для индивидуальной работы кинологов, где каждому из них можно спокойно заполнить необходимую документацию. В-четвёртых, обустроенной на первом этаже уютной комнатой отдыха – с мягкой мебелью, живыми цветами, ковром на полу; тут же стоит микроволновка. Если люди сутками дежурят, мёрзнуть по углам и голодать им не придётся. Было и в-четвёртых, и в-пятых… Ходила за начальником, сопровождаемая шустрой трёхцветной кошкой Машкой и снедаемая чувством, что так не бывает, слишком уж всё красиво. В чём же подвох?

А, вот он! Пара кабинетов с ободранной и расхлябанной мебелью, с какими-то дырами в стенах, наспех прикрытыми дощечками, с допотопным телевизором. Но оказалось, что это специальные комнаты, в которых отрабатывается поиск наркотиков, спрятанных в труднодоступных местах: подоконниках, щелях мебели, тайниках в стенах. Прячется в «закладку», само собой, не настоящее «зелье», а лишь имитаторы запахов. Человеческий нос их не унюхает, как бы ни старался, а вот собачий определит. Разумеется, это касается не только наркотиков. В апреле этого года служебная овчарка Гуф помог раскрыть кражу чугунных крышек канализационных люков. Пёс взял след похитителей и привёл стражей порядка прямо к тому дому, где они жили. Оказалось, старший из воров уже имел проблемы с законом – был судим за хищения. В этот раз кража была совершена, чтобы сдать крышки в пункт приёма металла.

Центр особого назначения

Любовь к собакам у Шикаева вообще, без преувеличения, в крови. Ещё его дед — ветеран войны, их любил, и сейчас дома есть четвероногий друг. От дедушки, наверное, по наследству и меткость Ивану досталась – тот был знатным стрелком, во многом поэтому внук не раз занимал призовые места в соревнованиях по стрельбе из пистолета Макарова.  

— Пойдёмте, покажу вольеры, — говорит Иван Шамильевич. Высокий, неторопливый, он добродушно улыбается на моё удивление тщательно вымытым в собачьих помещениях полам и просторным утеплённым будкам. Уверяет, что влажная уборка проделана не перед приходом корреспондента, а обязательна каждый день, чтобы никакая зараза к «хвостатым полицейским» не пристала. Верю и стыдливо не решаюсь сказать, что дома каждый день полов не мою (ну, разве что в прихожей). Хоть сквозь землю проваливайся.

— Работал я раньше на разных должностях в полиции, — не замечая моего замешательства, продолжил рассказ руководитель, — уже пятый год возглавляю кинологическое подразделение. Интересная профессия, связанная с командировками на посты ДПС Волгоградской области и в другие регионы. Там собаки применяются для досмотра подозрительных автомобилей на предмет обнаружения оружия, взрывчатых веществ, наркотиков.

Наших питомцев, как правило, мы получаем из областного Центра кинологической службы, где есть отделение по разведению собак. Щенки уже отобраны комиссией, не боятся выстрелов. Они до года выращиваются на месте, дрессируются, а потом едут обучаться вместе с кинологами либо в волгоградский ЦКС на 3 месяца, либо в Ростовскую школу служебного собаководства. Проходят серьёзные тренировки по конкретной специальности – либо по разыскной работе (поиску человека по его запахам и следам), либо работе по спецзапахам (обнаружению наркотиков и взрывчатых веществ). Плюс параллельно каждая собака тренируется на задержание преступника. На данный момент в нашем центре одиннадцать собак:  немецкие, восточно-европейская, бельгийская овчарки и ротвейлер. Каждая, разумеется, со своим характером: есть холерики, есть сангвиники. К каждой нужен индивидуальный подход.

Джек всегда прав

Кинологи согласились не только рассказать, но и показать своих питомцев в деле. Выходим с ними во двор — навстречу поднимается разноголосый лай. За сетчатыми дверями приветственно мечутся стройные, холёные, с блестящей шерстью красавицы. Норовят через ячейки лизнуть своих хозяев или подставить им голову для поглаживания.  Прочитав таблички с кличками овчарок, я ещё больше утвердилась в мысли, что в этом месте всё по-серьёзному, не фунт изюму. Например, подопечная прапорщика А. Бредихина носит чуть ли не графский титул Флокиш Фест, а воспитанница прапорщика полиции С. Бурейникова и вовсе Клай де Вера. Так написано в документах, а сами кинологи, конечно, зовут их сокращённо, ласково, по-домашнему.

Но тут жгучее любопытство вмиг сменилось опасением: из-за угла вывернулся массивный ротвейлер. Не обращая на меня ровно никакого внимания, он, несмотря на внушительные  габариты, со всех ног мчался за игрушкой, брошенной на газон младшим инспектором В. Пуховым.

— Да вы не бойтесь, Джек — служебный пёс, он рядом с хозяином не опасен, — засмеялся кинолог. —    Мы часто с ним выезжаем в детские сады, к нам ребята ходят из социально-реабилитационного центра. Все его любят за умение выполнять трюки. Гладят, за уши дёргают – он всё терпит. Смотрите: «Джек, ко мне! Сидеть! Зайка!»

Собака послушно подбежала, устроилась рядом, потом поднялась на задние лапы, а передние вытянула вперёд и подогнула.  На добрейшей морде при этом было написано несказанное удовольствие. Так же красиво, с ловкостью фокусника, Джек держал на голове красный кругляшок от своей любимой игрушки. И чтобы уж совсем огорошить искусством своего воспитанника, кинолог попросил у меня 5 рублей. Ротвейлера он отвёл подальше за угол, чтобы не подглядывал, монетку же швырнул в самую гущу газона. Деловито обнюхав мои руки, Джек опустил нос в траву. Прошла пара минут, даже меньше, и он лёг рядом с найденной пятирублёвкой, тыча в неё своей кожаной «нюхалкой». На морде при этом была явно написана усмешка: «Тоже мне задача. Проще пареной репы!»

— Иногда нас спрашивают, сколько у нас ротвейлеров, — рассказал Владимир. – Один, говорят, увалень, детишек развлекает. Второй стремительный поисковик, от него ничего не спрячешь. А третий страшный, как машина смерти, у автозаков на страже сидит. На самом деле это всё один Джек такой разноликий и талантливый.

Действительно, на тренировочной площадке ротвейлер уже совсем не выглядел мирным. Скорее, псом апокалипсиса, способным мощными челюстями не то что прокусить, а запросто сломать руку или ногу нарушителя закона. 

Пробежав по лесенкам и преодолев все другие барьеры полосы препятствий, он продемонстрировал разные приёмы задержания преступников, отразил «вооружённое нападение», нашёл спрятанные в автомобиле «наркотики» (хотя «наркобарон» всячески пытался его обмануть и оставить следы своих рук в другом месте).

Инспектор-кинолог  был настолько горд успехами своего любимца, что увлёкся и забыл, где же оставил любимую игрушку Джека. Обошёл всю площадку, похлопал по карманам, поискал в машине – нет как нет. «Ну ладно, потом найдём!» — махнул он рукой. Но красивую точку в поисках поставил сам ротвейлер. Он стрелой помчался в открытую дверь центра.  Казалось, что сейчас оттуда с шипением и возмущённым мяуканьем вылетит взъерошенная Машка (он же пёс всё-таки, хоть и служебный, почему же не погонять в охотку своего исторического врага). Вместо этого в проёме показалась сияющая чёрная морда с игрушкой в зубах: «Да вот же она! Я нашёл».

Елена Кулыжкина

Фото автора

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель