Директор 7-й петроввальской школы Светлана Щепелина поделилась впечатлениями об участии в метапредметной олимпиаде.
«Команда большой страны», а именно так называется олимпиада, на областном уровне состояла из 462-х команд из 75 регионов страны. Волгоградскую область представляли 7 команд-победительниц заочного тура, в числе которых были и наши петроввальские педагоги.
Учителя школы № 7 с завидным постоянством принимают участие в различных конкурсах профессионального мастерства. Застрельщиком в этом движении самообразования выступает директор школы Светлана Щепелина, которая называет себя человеком соревнующимся. Логично предположить, что тягой учителей к постоянному самосовершенствованию не в последнюю очередь обусловлены и высокие достижения учеников этой школы в олимпиадах и конкурсах разного уровня, вплоть до международного.
I общероссийская метапредметная олимпиада, по признанию Светланы Леонидовны, для неё и её коллег с самого начала была очередной «планкой» в профессиональном самосовершенствовании. Но участие, а потом и победа команды в отборочном туре вызвала большой резонанс в районе: оказалось, что за педагогов болеют не только учителя из школ района, но и ученики. «Честно говоря, мы не ожидали такой поддержки, которую нам оказали наши дети, – с благодарностью говорит директор школы. — В группе ВК просто прошла мощная волна поздравлений, добрых напутствий и пожеланий успеха».
Преподнесла сюрприз и сама олимпиада, которая не случайно названа метапредметной. Конкурсные задания потребовали от учителей-предметников не только обширных знаний, но и умения ориентироваться в самых разных учебных дисциплинах, используя универсальные навыки исследования. И эти инструменты конкурсанты должны были применить в решении различных нестандартных задач.
В петроввальской команде оказалось поровну «физиков и лириков». Светлана Щепелина (капитан команды) и Ольга Разина – учителя русского языка и литературы, Наталья Бочкарёва и Наталья Клинг – учителя физики и математики соответственно. Причём все они – не только сильные предметники, но и хорошо владеют методическими навыками.
В числе заданий, которые пришлось решать участникам команды, были как профессионально ориентированные, так и общие, где приходилось включать «коллективный разум» и по максимуму использовать логическое мышление. Конкурсанты исследовали географические карты, разбирались в родственных отношениях, высчитывали проценты и подсчитывали прибыль от виртуальных сделок. Спорили, решали, набирали готовые решения на компьютере и распечатывали. И всё это — в экстремальных условиях, продиктованных лимитом времени и, увы, нестабильной работой Интернета.
Помимо проверки знаний и универсальных умений учителей уделялось внимание и способности педагогов организовать учебный процесс на метапредметной базе. То есть рассказать о каком-то явлении из окружающего мира, используя при этом разные учебные дисциплины. Причём в основе этого урока должны лежать концептуальные понятия «очевидное» и «невероятное».
Наша команда разработала и проанализировала межпредметный урок в паре литература-география на тему устройства мира, использовав небольшое стихотворение Михаила Ломоносова «Случились два Астронома в пиру». В этом научном анекдоте, как его называют, великий учёный и поэт в шуточной форме изложил две позиции многовекового спора об отношениях Земли и Солнца – то есть что и вокруг чего вертится, а также защитил гелиоцентрическое учение Коперника, исходя из опыта… повара: «Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг вокруг жаркова?».
Метапредметность – это качественно новый подход в образовании. Он подразумевает обучение детей приёмам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни. Потому что окружающий нас мир – это всегда взаимосвязь: в своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлениями из области различных учебных предметов в их симбиозе. И чтобы подросток-гуманитарий, игнорируя точные науки, не заявлял: «Мне это не пригодится!», учителю надо «вырастить» в нём ответ на вопрос: «Как мне это пригодится в жизни?» (делая ударение на первом слове).
— Современный учитель должен не просто передать детям сумму знаний, а сформировать у учеников к старшим классам базовые навыки, которые можно и нужно использовать в различных сферах деятельности; научить их пользоваться этими универсальными приёмами, чтобы познавать современный мир во всём его многообразии,— говорит директор школы №7 Светлана Щепелина. – Наше участие в метапредметной олимпиаде – это отличный опыт, который мы, пропустив через себя, можем и передать нашим детям, и использовать в методической работе.
Надежда Каширина
Фото предоставлено школой № 7