Таможни нет, павлинов нет, а Верещагин есть!

4 ноября, как уже писал «Уезд», нашему земляку, доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Виктору Григорьевичу Верещагину исполнилось 85 лет. Сегодня мы подробнее расскажем о годах, проведённых им в Камышинском районе — в селе Петрунино, в Петровом Вале и Александровке.

Если бы не пандемия, закрывшая границы между государствами, Виктор Григорьевич, наверное, приехал бы из Беларуси на свою малую родину. В Петрунино у него есть участок, где маститый учёный любит отдыхать вместе с женой Валентиной Львовной. Обожает, как в детстве, посидеть с удочкой на Иловле, вытаскивая на берег отливающих серебром пескариков, подлещиков, краснопёрок. «Городской человек – поверхностный, даже и не полчеловека», — любит повторять наш герой, аргументируя своё мнение тем, что только на сельских просторах, на вольном воздухе формируется ясный ум, а крестьянская привычка делать всё своими руками способствует достижению жизненного успеха. Потому и возил сюда с мальства своих сыновей, которые с улыбкой сейчас вспоминают, как когда-то ловили на Волге сомов и улепётывали от собак.

«Пойдём скорее проведаем»

Известный киногерой «Белого солнца пустыни» жаловался: «Ты что, не слыхал про Верещагина? Дожили… Было время – в этих краях каждая собака меня знала, вот так держал! Сейчас забыли…» Нашему, петрунинско-петроввальскому Верещагину, сетовать на забвение грех. Как только Виктор Григорьевич приезжает в село, старшее поколение «петрунцов» сразу передаёт эту весть друг другу: «Пойдём-ка скажем пару-тройку добрых слов. Есть повод собраться хорошим людям». Вскоре хлебосольный дом наполняется гостями и такими искренними эмоциями, которых хватает на несколько лет вперёд.

Геннадий Пименов, двоюродный брат Верещагина, рассказал «Уезду», каким пытливым рос ещё маленький Витя:

— Лет 5 ему, наверное, было. А он уже умудрялся в укромном уголке двора выращивать щедрый урожай грибов и кормить им своих бабушек.

В первый класс Виктор пошёл здесь же, в Петрунино. Говорил, что ему очень повезло с преподавательницей, муж которой воевал на фронте. Женщина хлебнула лиха в страшные годы и хорошо понимала значение достойного образования для детей. Она была строгой, требовательной, всегда добивалась, чтобы ученики усваивали материал.

Уроженка Петрунино, а нынче москвичка Нина Кириллова добавляет свои воспоминания о мальчишке с открытым умным взглядом, переступившем порог сельской школы:

— Витя сразу расположил к себе тем, что при огромной для его возраста эрудированности не зазнавался, поэтому у него было много друзей. Да и по виду он ничем от других не отличался.

Тогда только-только закончилась Сталинградская битва. Наши родители не могли найти  никакой одежды, кроме как перешитой из шинелей. И у меня было «шинельное» пальтишко, и у Вити такое же, лишь воротники разные.

«Спасательный круг»  для жены и сына

Село Петрунино в Камышинской глубинке стало поистине спасительным для Вити и его мамы Наталии Павловны, отправленных главой семьи Григорием Дмитриевичем в начале войны к родителям супруги. Трудно было, голодно, зато кровавая мясорубка их не перемолола. А ведь разрешалось тогда военным брать семьи с собой на место службы… Многие и отправлялись, рассудив по старинной пословице, «куда иголка — туда и нитка». Так случилось с их хорошими знакомыми, которые поехали в Брест все вместе. Через некоторое время мама Вити случайно встретила вернувшуюся подругу на камышинском базаре и не узнала её – за считанные недели цветущая женщина превратилась в старуху с потухшим взглядом. «Господи, Вера, что с тобой, почему ты такая седая?» – невольно вырвалось у неё. «Наш эшелон под Брестом попал под бомбёжку… Наташа, мы потеряли своих детей! Какой же всё-таки твой Гриша молодец, что запретил вам ехать с ним!»

Крапивный суп, дроблёные жёлуди, лепёшки из корней рогоза, молодая лебеда, подсолнечный жмых и другой «подножный корм» составлял в те голодные годы  рацион крестьян. Витина бабушка делала «деликатес» — котлеты из собранного в округе конского щавеля, а чтобы они при жарке не прилипали намертво к сковороде, обваливала в просяной муке, залежавшейся в углу сарая с довоенной поры. Всему этому дети и взрослые были рады.

Кроме голода на их долю выпало ещё много страшных испытаний.  Любопытные мальчишки, стоя абсолютно беззащитными посреди поля, однажды наблюдали воздушный бой. Видели, как поднялись из Камышина два краснозвёздных самолёта и сбили крылатую машину со свастикой. Фашистский лётчик спустился с парашютом, но внизу его поджидали селяне с вилами, которые взяли неприятеля в плен, а затем отправили под конвоем в город. Эти же ребятишки стали свидетелями взрыва на петрунинском разъезде. Когда бомба угодила в паровоз, котёл разнесло в клочья. «Дедушка принёс домой сизый осколок размером с ладонь и рассказал, что он упал в 20-ти сантиметрах от его головы, — вспоминал Виктор Григорьевич. – После этого он по всем правилам военной науки вырыл в огороде «щель», где мы и укрывались, заслышав гудение немецких моторов».

Художник, спортсмен, йог…

В Петрунино Виктор Верещагин окончил 3 класса школы. В 1946 году за ними с мамой вернулся отец, и вся семья уехала на его новое место службы в Ленинакан. Несколько лет они мотались по разным гарнизонам. Наконец Григория Дмитриевича направили учиться на высшие офицерские курсы «Выстрел» в Солнечногорск Московской области. Там проходили подготовку офицеры и комсостав армий всех стран – участниц Варшавского договора и многих государств со всего мира. По окончанию отца Вити отправили служить в Венгрию дивизионным советником. Но русских школ там не было, а парню нужно было оканчивать 10-й класс. Тогда родители и отвезли сына в Петров Вал. Сами вернулись за границу, где назревали известные события 1956-го года. Их отозвали оттуда лишь за месяц до восстания. Позже отец расскажет подросшему Виктору: «Товарищей, которые там остались, находили в канавах, посыпанными известью».

Но в то время Витя ничего о сложной политико-экономической обстановке не знал. Он просто с удовольствием учился в петроввальской железнодорожной школе. Малыши бегали за ним хвостиками, настолько нравилось с ним общаться.

Нынешние петрунинцы вспоминают, что уже тогда Виктор слыл «придатным» (то есть открытым и дружелюбным). Он ценил и ценит человеческие связи — что родственные, что просто дружеские. В семейном архиве Пименовых хранится книга «Инфракрасные фильтры», написанная В.Г. Верещагиным в соавторстве с ещё двумя исследователями – Н.А. Борисевичем и М.А. Валидовым. На одной из страниц имеется дарственная надпись, сделанная Виктором Григорьевичем 17 января 1972 года: «Дорогому брату моему Геннадию, сыну Ивана Пименова из Петрунино. Дабы помнил те времена, в кои  хаживал босым на ловлю сусликов и научен был мной игре шахматной».

Другие вспоминают, насколько разносторонне развитым был Виктор ещё с юности: увлекался спортом, много читал, упражнялся в живописи. Земляки до сих пор показывают написанные им с натуры портреты и копии картинок к праздникам.

Очень красиво, с характером, со своим собственным стилем. Не зря хотел поступать в художественное училище (потом, правда, передумал и пошёл учиться в на физико-математический факультет Могилёвского пединститута).

Поистине талантливый человек талантлив во всём. Он ещё и прекрасно владеет языком, увлекательно пишет. Несколько работ учёного Верещагина посвящены йогам, и изложены они настолько живо, что с первых же строк заинтересовывают читателей: а что же будет дальше? «Прочитав эту книгу, вы не станете завязывать себя в узел, не захотите употреблять вместо нормального завтрака смесь из бритвенных лезвий, толчёного стекла и пятисантиметровых гвоздей, не воспользуетесь для сна вместо обычной кровати ложем, утыканным острыми шипами и бутылочными осколками. Просыпаясь по утрам, вы по-прежнему будете умываться водой, а не царской водкой или синильной кислотой», — говорится в предисловии к верещагинской «Физической культуре индийских йогов», указывающем на дискуссионность и одновременно актуальность поднятой автором темы.

Камышинского поля ягода

Вернувшись со службы в наши края, Григорий Данилович сначала работал в Волгограде, потом несколько лет — в хуторе Александровке Умётовского совхоза. Сын Виктор бывал у него наездами. Закончив вуз, он год учительствовал в Петровом Вале, потом поступил в аспирантуру при академии наук Белорусской ССР. Но это уже совсем другая история – научная и далёкая от Камышинского района. Всю жизнь Виктор Верещагин раскрывает ещё не раскрытые тайны мироздания, колдует над молекулами и границами инфракрасного спектра. Нам особо ценно, что уже став крупным учёным, привыкшим «сушить мозги» над какой-нибудь задачей, важной для обороноспособности страны и успешного развития её промышленности, Виктор Григорьевич Верещагин не теряет связи со своей малой родиной. Если не мог когда-то приехать – звонил или обязательно писал.

Вот выдержка из его поздравительного письма: «Дорогие земляки-петрунинцы! Я с гордостью разделяю вашу радость в этот день праздника исторической памяти – День основания нашего села. Пушкин, глубоко интересовавшийся историей России, — наш «русский в доску», — сказал по этому поводу: «Народ, не знающий своей истории, обречён». А ведь над нашими иловлинскими берегами ещё веет дух борцов за народную волю Емельяна Пугачёва и Степана Разина. И в последнюю Отечественную сколько наших сельчан полегло, а их имена вы бережно сохранили на обелиске народной памяти павшим за свободу нашей земли. Так берегите и лелейте нашу родную сторонку, нашу землю Мать-кормилицу, не срамите честь наших предков. Навсегда ваш Виктор Верещагин».  

Елена Кулыжкина

Фото из семейного архива Геннадия Пименова

На фото: В.Г. Верещагин в лабораториис президентом академии БССР Н.А. Борисевичем;

портрет работы юного Вити Верещагина

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель