Историю транспортной полиции, зародившейся в царской России и закалившейся в годы революции, сегодня создают наши современники, в том числе сотрудники петроввальского линейного пункта.
Похищенный в поезде багаж, оброненные в такси документы, потерявшийся на вокзале ребёнок – во всех этих случаях на помощь нам приходят сотрудники транспортной полиции. Между тем в работе линейных подразделений есть и то, что любители приключенческих историй называют романтикой сыска: погони, преследования, распутывание сложных клубков преступлений. И рисковать жизнью – тоже часть этой работы…
Об истории подразделения и специфике профессиональной деятельности транспортных полицейских нашему корреспонденту рассказал начальник линейного пункта полиции (ЛПП) на станции Петров Вал Волгоградского линейного управления МВД РФ на транспорте майор полиции Александр Ермаков.
— Александр Станиславович, когда в Петровом Вале появился линейный пункт полиции, и какие времена были в истории службы самыми трудными?
— Наш ЛПП ведёт свою историю с 1961 года (хотя в разное время он назывался по-разному). До этого он являлся оперпунктом, а затем подразделением линейного отделения на станции Камышин. Это линотделение обслуживало участок железной дороги от Саратова до Иловли, а также сам Камышин.
История транспортной полиции тесно связана с историей страны. Так, послевоенные годы были, пожалуй, одними из самых трудных для нашей службы в целом. Стражи правопорядка вели борьбу с преступными элементами, которые активизировались в мирное время. В те времена поезда ходили переполненными, пассажиры без билетов ездили на сцеплениях, крышах, переходных площадках пассажирских поездов. Поэтому сыщикам приходилось расследовать случаи грабежей и убийств на железной дороге, когда преступники сбрасывали жертвы во время движения составов. Такая история, кстати, есть в известном фильме «Рождённая революцией».
Кроме того, в основную сферу деятельности транспортной милиции входила, как и сейчас, борьба с хищением грузов из подвижного состава, а также складов и пакгаузов. Транспортные органы безопасности прилагали все усилия, чтобы парализовать деятельность преступников и создать нормальные условия для работы железнодорожного транспорта. Помимо охраны общественного порядка, в сфере обслуживания линейного органа находились магазины, где проводились расследования и профилактика хищений народной собственности.
— А какова сфера и территория вашей деятельности: только ли это железная дорога?
— Линейные подразделения транспортной полиции выполняют функции, схожие с деятельностью территориальных органов МВД, но при этом имеют определённую специфику, которая присуща только им. В первую очередь это принцип линейного, то есть экстерриториального построения подразделений на транспортных магистралях (железнодорожных, водных, воздушных). Также это охват объектов обслуживания транспортной инфраструктуры соседних областей, граничащих с Волгоградской областью.
Спецификой является и наличие специальных и специфичных подразделений, присущих только транспортной полиции, таких как специализированное подразделение по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры), а также подразделение по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Данные подразделения связаны непосредственно с обеспечением транспортной безопасности как граждан, так и перевозимых грузов. Свою деятельность сотрудники петроввальского ЛПП осуществляют при тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, в данном случае речь идёт о МО МВД России «Камышинский».
— Кто составляет штат сотрудников ЛПП?
— Среди них есть и оперативные сотрудники, и полицейские отделения патрульно-постовой службы, и инспектор по делам несовершеннолетних. Пользуясь случаем, хочу несколько слов сказать о нашем инспекторе ПДН капитане полиции Ольге Кадышкиной. На этом месте она служит с 2002 года, зарекомендовала себя с хорошей стороны, прекрасно взаимодействует с учебными заведениями, комиссией по делам несовершеннолетних, территориальным органом МВД. Лучшим результатом её работы является отсутствие детского травматизма на нашем участке обслуживания.
— Скажите, а с какими правонарушениями вам чаще всего приходится сталкиваться?
— Наиболее частыми видами правонарушений являются кражи. По этому году могу привести факт хищения 30-ти металлических слитков из полувагона на станции Овражная. Ещё один пример: на станции Петров Вал местный житель похитил у женщины термосумку с дорогостоящим медицинским препаратом. В обоих случаях злоумышленники были задержаны. Также нашими сотрудниками пресекается незаконный вылов водных биологических ресурсов при помощи рыболовной сети в акватории Волги напротив посёлка Черная гряда.
В текущем году сотрудниками подразделения составлено свыше 120 протоколов об административных правонарушениях. Среди них — мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков и курение в общественных местах, незаконная торговля, а также переход железнодорожных путей в неположенных местах. Хочется особо отметить, что пьянство и мелкое хулиганство зачастую являются первопричиной многих, в том числе тяжких преступлений. И в этой связи очень важна работа по профилактике данного вида правонарушений, хотя со стороны эта часть нашей деятельности, наши будни, конечно, выглядит «не романтичной».
— Тогда давайте от «скучных» будней перейдём к резонансным делам из истории подразделения.
— Таких дел в истории нашей службы было немало. Скажу лишь о некоторых. Например, расследование в шестидесятых годах нашумевшего убийства женщины, труп которой был найден в лесопосадках на перегоне Камышин — Петров Вал.
Сотрудник уголовного розыска М.Т. Соколов, участвовавший в раскрытии этого преступления, рассказывал, как удалось выйти на верный след. По его словам, при осмотре места происшествия была обнаружена разбитая 750-граммовая бутылка из-под «Портвейна». Сложив все осколки, сыщики смогли прочитать штамп дорожного ресторана станции Камышин, а затем установить личность погибшей и обстоятельства происшествия.
Среди последних довольно громких дел — недавнее раскрытие крупного хищения дизельного топлива с теплохода в акватории Волги в Камышинском районе. Сотрудникам линейного управления удалось задержать капитана и судовую команду, как говорится, с поличным, предотвратив кражу более 9-ти тысяч литров дизтоплива, материальный ущерб которой составил около 380-ти тысяч рублей.
Наша работа часто связана с риском для жизни. В каждом региональном подразделении имеются скорбные списки погибших на посту сослуживцев. Свои потери есть и у нас. 13 февраля 2013 года при исполнении служебных обязанностей (выявлении лиц, занимавшихся незаконным выловом биоресурсов) трагически погиб наш полицейский Вячеслав Пищулин. Мы не только чтим память нашего товарища, но и поддерживаем связь с его вдовой Ольгой Анатольевной…
— Александр Станиславович, помимо определённых личностных характеристик какими профессиональными качествами должен обладать транспортный полицейский?
— Обеспечение транспортной безопасности требует знания не только узкой специфики своей деятельности, но всей транспортной структуры. Это особенно актуально на таком участке, как станция Петров Вал — средоточие различных железнодорожных веток. Здесь важно очень быстро принимать решения, ориентироваться в изменяющейся обстановке (злоумышленник ведь может пересесть на другой поезд, спрыгнуть с подножки во время движения и т.п.). Мобильность и умение не теряться, сталкиваясь со сложными и опасными ситуациями, я бы назвал главными качествами сотрудника транспортной полиции.
— Большое спасибо за интервью. Желаем вам и вашему коллективу поменьше опасной «романтики» и побольше законопослушных пассажиров.
Надежда Каширина.
Фото предоставлено пресс-службой Волгоградского ЛУ МВД РФ на транспорте