Танго взаперти

Театр не стоит на месте – и как явление вообще, и наш Камышинский драматический в частности. В этом году у нашего театра юбилейный – 110-й сезон. Новый занавес, новые кресла в обоих залах – театр дышит, живет и развивается, ставит новые спектакли. В канун  Международного  дня театра хочется поздравить всех, кто причастен к созданию и показу спектаклей – и властителей сцены, и мастеров закулисья – и пожелать им творческих успехов и полных залов.

Мы приходим в театр посмеяться над комедией. Посочувствовать неуклюжей любви мужа-пенька, от которого ушла жена. Мы понимающе вздыхаем над женой, желающей получше пристроить своего мужа вместе со всем его хламом. Мы всю жизнь учимся в театре сопереживанию. Мы примеряем на себя роли и образы. И очень часто видим на сцене себя. Театр – это большое и поэтому яркое зеркало нашей жизни, и мы приходим сюда не только культурно отдохнуть и выгулять нарядное платье, но и посмотреть на себя из зрительного зала – посмеяться, поплакать, умилиться, удивиться, понять что-то новое в жизни и в себе.

Посмотреть на себя и ужаснуться приходится героям спектакля по пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями», премьера которого прошла в середине марта. «Взаперти» — один из вариантов названия пьесы. Она была написана в жанре трагического фарса в 1943 и впервые поставлена в 1944 году. Но она могла быть создана и в любом другом году или веке – человек начал грешить очень давно и не спешит исправляться. Кроме того, люди всегда были социальными существами, и каждому крайне важна его роль в обществе.  Очень часто человек выдаёт себя за того, каким он хотел бы казаться в своём окружении. А здесь, в адском круге собственной совести, не нужно играть никаких ролей, люди здесь «голые, как черви» — всем видна их истинная сущность и нет причины притворяться и лгать.

— Добро пожаловать а ад! – зловеще приглашает нас Коридорный (актёр Алексей Лобойко), однако мы не видим никаких привычных нашему воображению атрибутов этого зловещего места.

Итак, жизнь Гарсэна оборвалась двенадцатью пулями, и он попадает – ну, или душа его, если хотите – в комнату  без окон, вероятно, теперь навсегда. Вскоре к нему присоединяются Эстель и Инэс. Между ними завязывается общение, и выясняется, что у каждого из них за душой есть поступки некрасивые, есть гадкие, а есть и преступления.

Повлиять на ход жизни эти трое уже не могут – они «отсутствуют» в ней. Они создают своё маленькое общество и превращают его в небольшой, но бесконечно мучительный ад. В этой комнате вся человеческая неискренность, все ложные представления о себе слетают с любого, как шелуха, человек узнаёт, как сильно он ошибался в оценке своей истинной сущности. Вот где ад! И каждый смотрит  на себя до изнеможения и не может оторваться, находясь за закрытыми дверями своей внутренней несвободы.

Ситуация не из простых – трое чужих, неприятных друг другу людей, обречены вечно быть вместе. Они стали друг для друга судьями и палачами, стали ежесекундным напоминанием о грехах и преступлениях, совершённых ими при жизни. Может быть, они пройдут это чистилище и души их найдут отдохновение и забвение в райских кущах? Спектакль нам такой надежды не даёт – мука, вечная мука предстоит этим троим, и нельзя её прекратить, даже убив себя: они уже мёртвые! Ни нож, ни верёвка здесь не помогут!  В общем, концовка безрадостна.

Такой сюжет можно было ожидать от религиозного человека в качестве назидания: вот смотрите, что будет с вами после смерти, если будете грешить на земле! Однако думается, что автор размышлял о другом. Наверняка он хотел показать мир человеческих взаимоотношений с малопривлекательной стороны, размышлял о возможности в любой ситуации вести себя достойно. И о том, как это трудно – быть на высоте, сорвав с себя все маски и представ перед всеми – и прежде всего перед собой – во всей своей неприглядности.

Герои не находят в себе мужества признать свою вину полностью, нет в их душах очищающего раскаяния, но они с энтузиазмом судят других и нападают друг на друга с обвинениями. Им уготована адская мука – слышать голос совести, который прорезался только сейчас, когда уже ничего нельзя изменить и ни на что повлиять. И нельзя выйти из этой ужасной комнаты, даже когда дверь открыта. И они танцуют, и танцуют, и танцуют втроём своё страстное адское танго взаперти.

Хороший, интересный этот новый спектакль. Удивительно, как такая тяжёлая пьеса – философская, психологическая – легко и естественно легла на музыку танго, превратив её в танго-спектакль. Надо отдать должное хореографу спектакля хорошо известной в Камышине Манон Меликовой. Она показала наших артистов такими пластичными, такими танцующими; кажется, будто самое главное в спектакле не сказано, а станцовано.

Очень здорово, когда с нашими актёрами работают «заезжие» режиссёры. В этом сезоне нас уже порадовал режиссёр из Волгограда Дмитрий Матыкин, поставивший в нашем театре «На всякого мудреца довольно простоты». Очень хороший спектакль по пьесе Александра Николаевича Островского, наша классика. Молодые и приезжие видят наших актеров своими глазами, не в привычных амплуа, и нам преподносят наших любимцев по-новому, показывают и открывают новые грани таланта наших актёров. Вот и режиссер спектакля «За закрытыми дверями» Павел Лаговский, тоже из Волгограда, показал нам наш театр, танцующий в ритме танго, на высоком нерве, практически на надрыве. Яркая, эмоциональная игра актёров захватывает, держит в напряжении. Просто поражаешься, как они выдерживают такую серьёзную физическую нагрузку – очень много танца, много движения, много сильных эмоций.

Светлана Смирнова, Светлана Олейник, Светлана Юдина, Артём Буняков исполняют главные роли. В спектакле также заняты Екатерина Тяглик и Ирина Панишева, артистки вспомогательного состава. Музыкальное оформление Александра Ферхова. Спектакль непростой и поэтому очень интересный, думаю, камышане уже оценили его. Кроме того, одну роль – Инэс – исполняют две актрисы, то есть сегодня играет одна, а в следующий раз — другая. Для камышинских театралов это хороший повод вновь сходить на спектакль.

p.s. Спектакль поставлен на средства гранта в рамках проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия».

Ольга Колотовкина

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель