Сегодня — международный день цыган

Едва ли в мире найдётся ещё один такой народ, о котором мы так легко судим и при этом так мало знаем. Между тем длинная линия жизни цыган скрывает в себе немало драматических событий, а также имён героев, ставших общенациональным достоянием.

Мы сами не местные…

Происхождение цыган до сих пор остаётся загадкой. Считается лишь, что они пришли из Индии, а в 12-13 веках облюбовали Византию, откуда, после падения империи, и начался их великий поход на запад. Выдавая себя за паломников-египтян, кочующих во искупление грехов, рома (как они себя называли) сначала получали от благочестивых католиков охранные грамоты, позволявшие им беспрепятственно пересекать границы и бесплатно пользоваться гостеприимством местного населения, а позже получили жестокие антицыганские законы, от которых многие кочевники бежали, в том числе в Россию.

Первые упоминания о цыганах в Российской империи относят к началу 18 века. Между тем на территории Астраханского ханства и крепости Царицын, как следует из материалов музея-заповедника Старая Сарепта (sareptamuseum.ru), более 30-ти таборов кочующих цыган появились в первые десятилетия после того, как земли ханства отошли к России (а это случилось ещё в 1556 году). Мужчины продавали лошадей местному населению, выполняли кузнечные работы, а цыганки промышляли попрошайничеством и гаданием. К 30-м годам XX в., за 300 лет, число таборов в Нижнем Поволжье увеличилось до 3000.

Российские законы до пришествия советской власти были благоприятными для цыган: их не закрепощали, давали земельные наделы (которые они сдавали в аренду), а позже разрешили приписываться к любому сословию. Так российские цыгане стали купцами, мещанами, имели магазины и дома, дети состоятельных людей учились в гимназиях и вузах. Но оставались и общины, которые вели полукочевой образ жизни, на зиму возвращаясь в свои дома или снимая жильё у крестьян. Колорит народа, его самобытный фольклор и природный артистизм в 19 веке создал моду на цыган, причём публика требовала именно пёстрых юбок, мониста, бубнов и медведей, а не светских нарядов и русских романсов, как того нередко хотелось самим артистам. Увы, с приходом нового строя именно национальные обычаи сыграют с этим народом злую шутку.

Впрочем, в первые десятилетия советской власти цыган, как и другие нацменьшинства, привечали, взяв курс на сохранение национальных традиций. Для них создавали детские сады и школы, кружки по ликвидации безграмотности, работали клубы и цыганские ансамбли. В конце 20-х годов была даже попытка создать литературный цыганский язык. В больших городах существовали десятки цыганских производственных артелей.  

Имело место даже такое трудновообразимое явление, как цыгане-колхозники. В Поволжье, где 1500 таборов перешли к осёдлому образу жизни, в 1929 году были созданы 2 цыганских колхоза: «Цыганская заря» («Романы зоря») и «Нацмен-цыган» («Нацмен-рома»). В последнем была комсомольская организация, и грамотные цыгане-комсомольцы даже выпустили несколько номеров стенгазеты на родном языке. Здесь же работала и единственная школа начального образования. Однако курс на сохранение национальных традиций был недолгим и вскоре сменился на ассимиляцию нацменьшинств.

Осядут все!

Советские цыгане вместе с остальным народом пережили коллективизацию с её оголтелым раскулачиванием и репрессии. Их отправляли в лагеря и расстреливали за нарушение указа об осёдлости, за золотые монеты на традиционной женской одежде, за исконные ремёсла, связанные с металлами, за невыработку трудодней, невыход на работу, за религиозность (уголки с иконами оставались даже в домах цыган-комсомольцев). Кроме того, за счёт цыган выполняли планы по истреблению врагов народа: просто забирали весь табор по 58-й статье.

Указ 1956 года об осёдлости («О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством») стал заметной вехой в советской истории цыган. В этом Постановлении впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, а значит, по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии и среди этого народа. За нарушение указа грозили серьёзные лагерные сроки, так что осели все. Тем не менее этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими, как отмечают специалисты, с благодарностью. Государство старалось помогать «примерным цыганам» с трудоустройством, открывало для их детей школы, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к цивилизованному образу жизни. Именно этот указ создал предпосылки к появлению в среде советских цыган образованной прослойки и интеллигенции.

Сегодня численность цыганского населения в мире, по данным разных источников, составляет от 4 до 18 миллионов человек. В России проживают примерно 205 тысяч цыган, из которых чуть больше 8 тысяч – на территории Волгоградской области. Кстати, в Южном федеральном округе цыгане имеют свою организацию — Межрегиональную общественную ассоциацию. Более 90% цыган исповедуют христианство.  

Существуют несколько основных ветвей цыган, относящихся к западной и восточной группам, и более мелкие подгруппы. Образ жизни, семейный уклад, обычаи могут сильно отличаться у представителей разных групп. При этом традиции почитаются строже у таборных цыган, тогда как живущие отдельной семьёй больше подвержены ассимиляции с коренным народом страны. В нашей стране сегодня выделяют две больших группы цыган – русска рома и котляры (кэлдэрары), и если первые — достаточно обрусевшие, то вторые строго чтут заповеди предков, которые касаются всех сторон жизни, как внешней, так и внутриобщинной.

Трагедия и героизм

В международный день цыган на различных форумах и конференциях вспоминают не только геноцид цыган, но и героические страницы истории народа. Знаете ли вы, к примеру, о том, что первые советские ракеты испытывал цыган инженер-полковник (терминология военных лет) Бауров, а первые советские космические корабли проектировал цыган инженер-полковник Эрденко?

В годы Великой Отечественной войны представители цыганского народа сражались плечом к плечу с людьми других национальностей. Известен по крайней мере один Герой Советского Союза, хотя на самом деле их было гораздо больше, ведь большинство цыган в паспортах значились русскими, украинцами, молдаванами или татарами. Сами цыгане с гордостью говорят, что среди них 11 героев Советского Союза и множество кавалеров самых высоких орденов.

На войне они были пехотинцами, танкистами, лётчиками, стрелками-радистами, артиллеристами, десантниками. Женщины служили санитарками, ходили в разведку. Юная партизанка Поля Моразевская в Смоленске, добывая сведения для своего отряда, брала для конспирации на руки ребёнка: вместе с малышом фашисты сожгли её в фабричной топке…

В годы второй мировой войны цыгане подверглись жесточайшему геноциду, став жертвами звериной расовой теории. Более 600 000 цыган погибли от рук нацистов в концлагерях.

Особая страница истории народа — участие певцов и танцоров в концертах для Советской Армии. Артисты театра «Ромэн» и участники цыганских ансамблей не только выступали перед ранеными в госпиталях, но и давали представления на передовой. На деньги, собранные артистами, был построен военный самолет, он так и назывался – «Ромэновец».

Князей и графов больше нет

В последние годы в нашей стране и в мире значительно вырос интерес к цыганам. В большей  мере это заслуга общественных организаций, которые стремятся не только сохранить уникальную культуру цыганского народа, но и освободить этот образ от многовековых стереотипов. Главный барьер на этом пути – традиционно негативное отношение рома к образованию, хотя образованный слой общества пополняется: известно, что и в волгоградских вузах сегодня учатся дети цыган, но это всё равно единицы.

Не надо далеко ходить, чтобы найти тому подтверждение. На памяти педагогов лебяжинской школы нашего района, где сейчас учатся порядка 35 детей из цыганских семей, был единственный случай, когда мальчик окончил 9 классов: обычно же учебный процесс юных цыган длится до 12 – 14 лет, а приходят в школу они нередко года на два-три позже, чем все остальные дети. Председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметер говорит об этой проблеме так: «Цыгане неохотно учат детей не от темноты вековой, а потому, что цыган, получивший образование, перестаёт жить как цыган. Родители боятся гибели традиционного уклада, утраты самобытности. Но без современных знаний путь один — на дно общества…».

И всё-таки под напором современной жизни даже ревнителям цыганских традиций всё больше приходится если не отступать от заветов предков, то идти на компромисс. Тем более что цивилизованный образ жизни сегодня куда предпочтительнее, в том числе благодаря мерам социальной помощи. Государственная поддержка многодетных и опекаемых семей – как раз тот случай, когда национальная традиция имеет и положительный экономический эффект. А раз так, то можно смириться и со штампом в паспорте: главное – чтобы ребёнок получил свидетельство о рождении (притом что традиционные цыганские браки редко носят официальный характер).

«Интересно, что к выбору имени новорождённых цыганские семьи подходят очень серьёзно и, можно сказать, творчески, — рассказывает начальник районного отдела ЗАГС Валерия Тупицкая. — Малышей называют и привычными для нас именами: Илья, Григорий, Пётр, Руслан, Роза, и довольно необычными: Милора, Мальвина, Одиссей. До 2017 года, пока не было закона, запрещающего давать детям экзотические имена, малыши в цыганских семьях нашего района вместе со свидетельством о рождении официально получали имя Князь, Граф, Майор, Капитан и другие «чины и титулы».

«Гадалкам не верь – обманут!»

Примерно такой фразой завершился наш интересный разговор с представительницей одной из цыганских семей, проживающих в Камышинском районе. Любовь Ивановна вместе с мужем и детьми приехала сюда полгода назад. У неё пятеро взрослых сыновей и 15 внучат: четверо из них после смерти отца находятся под её опекой. Семья живёт торговлей и сезонными работами на плантациях, а также за счёт получения детских пособий. О национальных традициях и быте своей семьи моя собеседница, вопреки ожиданиям, рассказала с удовольствием:

Мы – христиане. Так же, как и русские, отмечаем Пасху, Рождество и праздники светские – 8 марта и 23 февраля. Наши с мужем дети уже выросли и сами имеют многодетные семьи. После того как один сын погиб в аварии, мы воспитываем его детей. Все они учатся. Я хожу на родительские собрания: детей хвалят, я радуюсь их успехам, а дома чем могу помогаю с домашним заданием. Но что дети не доучиваются, то правда, ведь у нас – ранние браки, и уже в школу не то что мы не пускаем, а семейные дела, жена или муж. Сейчас хоть можно жениться по любви – с нами было не так. Я будущего мужа даже в лицо не видела: приехали, посватали, родителям понравились – вот и семья. Но мы с супругом нормально прожили, больше 35 лет.

Время идёт, и традиции уже не так строго соблюдаются. Мы вот носим широкие юбки, в платки закутываемся, а молодёжь уже ходит в юбках хотя и длинных, но узких, и платки символически носят: бантик какой-нибудь завяжут – обычай, мол, соблюдён.

Что касается нашей кухни, то раньше очень почиталось мясо – чтобы на столе много было или большими кусками: отбивные, котлеты или голубцы, в щи обязательно. А сейчас в будни готовим, как все: в Интернете посмотрели – торт испекли или ещё что приготовили.

Насчёт гадания я так скажу: никому сейчас не верь! Вот раньше были старые гадалки – всю правду скажут, умели гадать и по руке, и на картах. Их учили, причём гадалками становились особенно талантливые, не каждой было дано. А сейчас один обман – молодые ничего не умеют. Всё это мошенничество.

Надежда Каширина

Иллюстрация: картина из цикла Николая Бессонова «Цыгане»

 

 

 

 

 

 

      

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель