Столбичи: прошлое и настоящее грандиозного памятника природы

Десять массивных колонн, выступающих из воды, — будто чуткие часовые природного парка «Щербаковского». Похожие на стены призрачного города, Столбичи вслушиваются в плеск волн у своего подножия и шум дубового леса сверху. Поразительно, но вплотную подступиться к отвесным склонам не смогли даже самые юркие растения, лишь гордые орланы и соколы парят наравне с их вершинами.

Тень времён пережитых

Восторженные путешественники, вдохновлённые поэты, внимательные художники оставили исчерпывающие отзывы о волжской достопримечательности.  Многих из них уже нет на земле, а сделанные записи сохранились до наших дней. Читаешь, и кажется, словно написаны они были специально для тебя, хоть и сотни лет назад.

Например, немецкий путешественник Адам Олеарий 2 сентября 1636 года написал в дневнике: «… мы пришли к острову Ахматовскому… Потом пришли мы к Золотой горе… Эта гора в 70 верстах от Саратова. Сейчас же за концом её начинается белая Меловая гора, которая тянется по берегу вниз по реке на 40 вёрст и на поверхности своей так ровна, точно она по шнуру сглажена… За нею следует ещё иная, которую мы назвали Столбовою горою; она также была очень приятна на вид: со стороны обрывистого края здесь много выдающихся наружу кусков, которые, в качестве каменных жил, остались неразмытыми после смытия рыхлого песка; они были похожи на столбы синей, красной и жёлтой окраски и были перемешаны с зелёными кустами». Плыл немец с товарищами через Московию в Персию, опасаясь казаков и местных рыбаков, а поди ж ты, не пропустил яркого зрелища. Как, впрочем, и Пётр Первый, во время первого Азовского похода сделавший отметку о «Столповых горах» в походном журнале: «В полчаса ночи вынули якорь и пошли в путь; в начале 3-го часа ночи прошли, по конец острова Даниловскаго, речку Даниловку; с той реки начались Столповые горы; в пятом часу в полыночи прошли речку Щербатовку…»

Впервые зарисовали Столбичи известные художники 19 века Григорий и Никанор Чернецовы, предпринявшие путешествие по нашей великой реке, дабы запечатлеть её красоты. С присущей им наблюдательностью живописцы утверждали:  «…Если б небольшая часть сих гор находилась отдельно на открытом месте, тогда можно бы принять их за руины замка; даже самый цвет камня, из которого они составлены, и слои его, показывающие как будто кладку или спаи, приближают к сходству на здание. Неистощимая природа тут показала образы какой-то особой архитектуры. Некоторые части гор есть отдельные, имеющие общие формы вроде сахарных голов, подкреплённых контрфорсами». Чернецовы пересекли по воде 7 российских губерний, создав впечатляющую циклораму «Параллель берегов Волги»: 1982 рисунка (в том числе и с изображением Столбичей) они склеили между собой и получили огромное высокое полотно длиной  более 700 метров. Ткань закрепили на двух вертикально поставленных цилиндрах за окном комнаты, оборудованной в виде корабельной каюты. Когда её перематывали, у посетителей создавалась иллюзия пребывания на плывущем вдоль берегов судне.

Но самый романтичный взгляд на Столбичи мы можем бросить благодаря поэту Аполлону Коринфскому, посвятившему великолепному созданию природы свои стихи:

Целый город – над рекой:

Стен зубчатые венцы,

Башен грозные твердыни,

Колокольни и дворцы…

Чудо-город… Город-призрак…

Тень времён пережитых…

Он повис над самым яром, –

Полон дум одних былых…

Ближе, ближе… По затону

Проплывает пароход…

Что за диво! Предо мною –

Тот же город, да не тот!

Нет ни башен над водою,

Нет ни каменных палат;

Только серые громады

В Волгу с берега глядят, –

Друг на дружку наступают;

Льёт луна на них лучи…

Чу, матрос матросу крикнул: «Проезжаем Столбичи!..»

Лик на скале

Если вернуться к нынешним временам, то, кроме туристов и экологов, живописные окрестности самой известной достопримечательности Камышинского района облюбовали поклонники геокэшинга. Это такая игра с применением спутниковых навигационных систем – нужно найти тайник, сделанный другими участниками. Часто кроме координат любознательные игроки оставляют в нём какие-то задания, которые не выполнишь, если ты не знаком с геологией местности. Уже после, вернувшись домой, «геокэшингцы» делятся в Интернете впечатлениями. Один из них под ником Sherpa написал (грамматика автора сохранена):

«Когда я приехал на Столбичи первый раз, то увидел непонятные грязно-розовые тучи над травой. Подъехав ближе, понял, что это тучи божьих коровок. Такое я увидел первый раз в жизни. В этот раз мы поехали туда уже осенью, и я увидел змею цвета кофе с молоком. И такое я увидел опять первый раз. По Столбичам мы лазили ровно сутки. Каждый уголок этого места по-своему уникален». 

Ну и без художников интересным местам в наше время тоже никуда – это ведь не профессия, а состояние души, помогающее тонко чувствовать необычность мира. Волгоградский живописец Владислав Коваль, листая несколько лет назад календарь, вдруг подумал, что в уникальное творение природы очень органично впишется лик Христа.

Заручившись поддержкой губернатора, он попросил создать специальную комиссию и в её составе отправился в Камышинский район, чтобы оценить состояние Столбичей. Вердикт был неутешительным: слагающая колонны опока слишком мягкая для выполнения на ней каких-либо работ.

— Но я всё придумал, — рассказал по телефону Владислав Эдуардович, порадовав сотрудников нашей редакции хорошо поставленным голосом и редким сейчас обращением «родные» и «любимые». – Прекрасно понимаю, что Столбичи не должны пострадать от вмешательства извне. Поэтому отдельные части картины можно создать из бетона, «накрыв» ими природный памятник, словно одеялом. На это, разумеется, требуются определённые финансы. Тем не менее, от своей идеи я не отказался до сих пор. Сам патриарх Кирилл благословил меня на этот труд, когда я подарил ему альбом своих работ.

Поделился с нами Коваль и текстом письма из отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата:

«Уважаемый Владислав Эдуардович!

Искренне благодарю Вас за присланный в дар Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу альбом Ваших графических работ «Твердь». В своём художественном творчестве Вы обращаетесь к сюжетам Святой Библии и в оригинальной технической манере доносите вечные ценности до своего зрителя.

Ваше искусство служит благородной цели приобщения людей к вере Христовой, пробуждает в них стремление к поиску истины. Радостно, что есть на Руси художники, несущие людям свет евангельских идеалов.

Желаю Вам дальнейших творческих успехов, помощи Божией и крепкого здоровья.

С уважением, председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин».

Коллегам художника авангардное начинание понравилось. По его словам, на скалах Кавказа мастера тоже не против бы высечь лик Иисуса. А вот сотрудниками природного парка «Щербаковского» предложенная идея изначально не принималась  как невыполнимая и вообще ненужная. Во-первых, потому что уникальный природный объект не требует украшения. Во-вторых, из-за уже названной рыхлости опок и песчаников, на которых физически невозможно что-то сотворить, а манипуляции с укрепляющими конструкциями неизбежно приведут к обрушению колонн.

… Когда смотришь на Столбичи на рассвете, исчезает чувство времени и пространства, сквозь воду и небеса словно открываются двери в неизведанные миры. И ничего, что люди спорят о «чудо-городе». Мнения разные, а сущность одна —  большая любовь  к красотам своей земли.

Подготовила Елена Кулыжкина

Фото предоставлено В. Ковалем

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель