В Никольском кафедральном соборе все желающие могут взять буклеты, в которых рассказывается о святых родной земли. Один из них, священноисповедник Виктор, епископ Глазовский и Воткинский, — уроженец села Золотое Камышинского уезда. В миру его звали Константином Александровичем Островидовым.
Константин родился в семье псаломщика 20 мая 1875 года. Мальчик закончил Камышинское духовное училище (оно располагалось в том же здании, где сейчас редакция газеты «Уезд»), а позже Саратовскую духовную семинарию. Будучи студентом Казанской духовной академии, Островидов принял монашество с именем Виктор.
Судьба не давала ему сидеть на одном месте: настоятель Троицкого собора города Хвалынска, иеромонах Иерусалимской духовной миссии, смотритель Архангельского духовного училища, иеромонах Александро-Невской лавры, настоятель Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита, наместник Александро-Невской лавры – вот далеко не полный список мест, где отец Виктор служил Богу.
В грозный 1919 год священника арестовали в Петрограде, но, к счастью, в тот раз освободили. Через год вновь беда: ревтрибунал приговорил батюшку к лишению свободы до окончания войны с Польшей. В заключении Владыка провёл пять месяцев. Два года спустя – вновь арест и по постановлению ГПУ ссылка на три года в Нарымский край… 1926 – 1927 годы стали трагическими в жизни Владыки Виктора, не желавшего идти на сделки с совестью ни при каких обстоятельствах. Известно послание святителя к пастырям, в котором он предостерегает от превращения церкви в согласии с гражданской властью в политическую организацию: «Дело наше есть защищение Истины».
22 марта (4 апреля) 1928 года Владыку приговорили к трём годам лагерей. Ему пришлось испытать на себе все ужасы Соловков. Он и там оставался добрым, заботливым по отношению к страждущим. Жестоко голодая, полученные с материка посылки раздавал товарищам по несчастью. Работая бухгалтером на канатной фабрике, отец Виктор участвовал в тайных катакомбных богослужениях, рискуя попасть под пытки и быть расстрелянным.
В то же время в лагере отбывал срок академик Дмитрий Лихачёв. Благодаря его записям мы получаем более полное представление о жизни священника Виктора в заключении:
«Он был очень образован, имел печатные богословские труды… От него исходило какое-то сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили… Вышел приказ всех заключённых постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью…»
1031 – 1934 годы для отца Виктора – период ссылок, этапирование из лагеря в лагерь. Владыка не впадал в отчаяние, трудился. Беседовал с людьми о вере, часто удалялся в лес для уединенной молитвы.
19 апреля (2 мая ) святитель скончался от воспаления лёгких – в больницу его не смогли отправить из-за вышедшей из берегов реки.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе русской православной церкви Владыка Виктор причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.
Подготовила Елена Кулыжкина
Фото из открытых источников