Порядка 70-ти ребят с ОВЗ пришли в этом году в школы и детсады Камышинского района

В образовательных учреждениях создаются условия для совместного воспитания и обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Порядка семидесяти ребят с ментальными и физическими особенностями в новом учебном году сели за парты и стали воспитанниками дошкольных учреждений района. В последние годы, как отмечают специалисты районного комитета образования, в школах и детских садах происходит постоянное увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это происходит потому, что всё больше родителей «особенных» ребят понимают: инклюзия, вовлечённость детей с особенностями развития в общественную жизнь через совместный со здоровыми детьми процесс обучения и воспитания, идёт на пользу их ребёнку. Впрочем, инклюзивное образование, по единодушному мнению педагогов, в гораздо большей степени необходимо здоровым детям и обществу в целом – как прививка от равнодушия и нетерпимости к тем, кто не похож на нас.

История инклюзивного образования в нашем районе началась в 2010 году, когда петровальской школе № 31 были выделены средства (федеральные, областные и районные) на техническую модернизацию в рамках программы «Доступная среда». В школе были установлены пандусы, поручни в коридорах, специальные двери, а также закуплено необходимое учебное оборудование: разноуровневые парты для инвалидов-колясочников, интерактивные доски, большие стенды с сурдо- и тифлопереводом, «говорящая» азбука с таблицей Брайля, компьютерная техника для слабовидящих и другое.

К тому времени, как в школе начали внедрять новый проект, многие учителя уже прошли курсы переподготовки, в том числе по специальной коррекционной программе. Огромная работа была проведена с родителями и школьниками.

Инклюзивное образование предполагает  обучение в обычной школе различных групп детей-инвалидов, в том числе с нарушением интеллекта. И в работе с такой, самой сложной, категорией детей-инвалидов первопроходцем стала школа № 7 Петрова Вала.

В 2017-м году в этой школе был создан первый коррекционный класс. Общеобразовательная школа приняла пятерых учеников из числа воспитанников специализированного учреждения, петровальского дома-интерната для умственно отсталых детей. Это стало первым практическим опытом не только для седьмой школы, но и для всей образовательной системы нашего района.

Первый же год обучения показал хорошие результаты. Специалисты дома-интерната отметили, что почти все дети заметно прибавили в знаниях и в умениях, у них увеличился словарный запас, улучшилось произношение. Положительные изменения в дикции произошли благодаря занятиям со школьным логопедом. Подводя итоги первого года работы по проекту инклюзии, директор школы Светлана Щепелина положительно оценила её результаты. И сегодня в 7-й школе – уже два коррекционных класса.

Несмотря на то, что дети из интерната — всегда под присмотром воспитателя или учителя, это не мешает их сближению с другими учениками. Такому общению, адекватной реакции здоровых детей на новичков способствуют и соответствующая подготовительная работа, и совместные мероприятия — школьные линейки, праздники.

Следом за 7-й школой коррекционные классы открылись и в школе № 31. Кроме того, воспитанники детского дома-интерната уже несколько лет, в рамках программы социализации, посещают и детские сады — № 72 и «Колосок», занимаясь в общих группах. Заведующая детским садом № 72 Наталья Ситникова, обобщая результаты новой работы, с уверенностью говорит: «Этот опыт – в первую очередь огромное приобретение именно для наших детей, потому что они на практике учатся понимать и, главное, принимать непохожих на них ребят, стараются заботиться о них и защищать их».

Для детского сада «Колосок» первым опытом работы с детьми, у которых нарушен интеллект, оказался приход в 2016 году домашнего ребёнка с синдромом Дауна – мама сама привела его в учреждение. К настоящему времени детсад уже выпустил троих, а в этом году принял ещё пятерых, ребят с аналогичным диагнозом из дома-интерната.

На создание необходимых условий для детей с особенностями развития в нашем районе работает муниципальная программа «Доступная среда», средства на обучение выделяются и из  бюджета Волгоградской области. В соответствии с федеральным законом «Об образовании» в районе создана территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) под председательством заместителя главы района Наталии Авдеевой. Целью комиссии является обследование детей с ОВЗ и выдача рекомендаций по организации учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

А в школах региона в этом году приступили к работе 170 учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов и тьюторов. В 2020-м их число должно увеличиться до 500 человек. Задачу обеспечить поэтапное повышение доступности инклюзивного образования поставил губернатор Андрей Бочаров в ходе майской встречи с родителями особенных детей. Увеличение штата узких специалистов станет на этом пути первым шагом.

Усилить поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья позволило увеличение с 1 сентября норматива для обучения особенных ребят. Для этого дополнительное финансирование выделено из областного бюджета. Для особенных ребят составляется индивидуальный образовательный маршрут, включающий обучение, социализацию, адаптацию и создание специальных условий по месту жительства. Программы разрабатываются с учётом разных типов нарушения здоровья. 

Напомним, что с 2014 года в Волгоградской области система инклюзивного образования полностью переформатирована: значительно увеличена численность ребят, обучающихся по месту жительства, создана система непрерывного образования – от дошкольного до профессионального. При этом в регионе сохранена сеть из 24-х специализированных образовательных учреждений, в которых обучается более трёх тысяч детей.

Надежда Каширина.

Фото из архива петровальского дома-интерната для умственно отсталых детей

 

  

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель