Музыкальные пьесы по WhatsApp, балетные «па» у кухонного стола, виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира… Детская школа искусств Камышинского района ведёт уроки в режиме дистанционного обучения. Подготовиться к учебному процессу «по удалёнке» в этой школе сумели во время дополнительных каникул.
Пока школьники наслаждались законным бездельем, преподаватели Детской школы искусств, как и их коллеги в общеобразовательных школах, настраивали домашние компьютеры, накапливали багаж полезных ссылок, заранее искали решения потенциальных технических проблем. Чтобы с 6-го апреля вплотную приступить к полноценным занятиям – карантин карантином, а уроки по расписанию.
Директор учреждения Татьяна Хащенко рассказала, что каждый преподаватель, действуя по заранее разработанному плану, работает сегодня в наиболее удобном для себя и ребят формате. Кто-то ведёт уроки по Скайпу, как, например, преподаватель по классу гитары Анатолий Улизко: в режиме видеосвязи ученики имеют возможность не только слышать и видеть, что демонстрирует учитель, но и задавать вопросы, общаться в прямом эфире. На каждый урок, по действующим в настоящее время стандартам, отводится 30 минут.
Кроме того, используется система обмена мгновенными сообщениями с помощью Интернета, WhatsApp, а также электронная почта, каналы ю-туб. Ребята получают задание (специальные тексты, музыкальные файлы, изображения), готовятся и в таком же формате отсылают преподавателю выполненную работу. Юным художникам, к примеру, на выполнение одного задания отводится, как правило, 3-4 дня. По фото-отчёту преподаватель может оценивать либо уже готовую работу, либо её пошаговое воплощение – в последнем случае наставнику легче контролировать творческий процесс. Кстати, при кажущихся сплошных минусах у интернет-уроков есть одно несомненное преимущество: ученики могут возвращаться к сохранённым в записи материалам, чтобы лучше их усвоить или самостоятельно проверить свои знания.
Если художникам и музыкантам хватает рабочего стола и инструмента, то учащимся хореографического отделения для выполнения своих домашних заданий в условиях небольшой квартиры подчас приходится проявлять смекалку. Вместо балетного станка ребята используют габаритные предметы мебели, в том числе кухонную столешницу: главное условие – устойчивость и достаточно места вокруг. Впрочем, сейчас юные танцоры под руководством преподавателей сосредоточены на оттачивании техники, а не на разучивании новых элементов и уж, конечно, не на постановке новых хореографических композиций. А для таких уроков многим подходит и коврик на полу: например, малышам-первоклашкам, которые занимаются ритмикой.
Закреплением пройденного материала сегодня так или иначе заняты все отделения школы искусств, где обучаются более 280 ребят из района. Татьяна Хащенко признаётся: «Хорошо, что карантин по коронавирусу выпал на последнюю четверть учебного года, когда учащиеся уже получили определённый багаж знаний. Особенно это актуально для первых классов, где учатся ребята 7-9 лет: в начале года, когда они ещё ничего не понимают, дистанционное обучение для них было бы очень проблематично».
Что касается технической стороны дела, особых проблем в обучении «по удалёнке», по словам директора школы, ни преподаватели, ни дети не испытывают: во всяком случае, возникающие помехи удаётся оперативно устранять. Зато в ходе домашнего обучения обнаружилось одно непредвиденное обстоятельство, обусловленное не столько дистанционкой, сколько режимом самоизоляции в действии. И этим обстоятельством оказались… родители учащихся, а точнее, их самые добрые намерения.
Для нас, взрослых, сейчас существует много способов занять себя на домашнем карантине. Если верить бегущей строке в телевизоре – добрые люди потрудились и специально собрали 250 сайтов на любой вкус и цвет. Но. Усевшись дома на самоизоляцию, многие из нас вспомнили, что они на самом деле хорошие родители и стали проводить больше времени с любимыми чадами. И тут, о ужас, выяснилось, что дети и их дела пущены на самотёк, а главное – в том, чем они занимаются, мы совершенно ничего не смыслим. Какими после этого открытия могут быть мысли у хороших родителей? Правильно, догнать и перегнать (не может же быть, чтобы мы не поняли того, в чём разбирается наш карапуз), потому что в этом – залог нашего спокойствия. Хорошо ещё, что у по-настоящему адекватных родителей эта внутренняя борьба закончилась безоговорочной капитуляцией и признанием права ребёнка быть в чём-то умнее и успешнее его взрослых домочадцев без ущерба для самолюбия последних.
А преподавателям ДШИ преодолеть ситуацию с чрезмерной родительской опекой помогла элементарная психология. Они мягко и незаметно стали «выключать» взрослых посредников из дистанционного профессионального общения учитель-ученик. К примеру, когда в группе, где преподаёт теоретик Марина Озерная, мама первоклашки, далёкая от музыки, взволнованно сообщила, что ребёнок не понимает тему, а она, мама, не может помочь, преподаватель просто пригласила к разговору самого ученика и шаг за шагом они вместе устранили «белые пятна». И ребёнок доволен, и мамины нервы спасены, и для этого родителям вовсе ни к чему снова садиться за парту.
Зато можно и даже желательно вместе со своими детьми каждый день приобщаться к прекрасному, отправляясь в виртуальное путешествие по музеям, художественным галереям и библиотекам мира. На своём официальном сайте Детская школа искусств создала замечательный каталог для воспитанников всех отделений и просто для ценителей искусства. Здесь собраны ссылки на виртуальные туры по российским музеям-заповедникам, путешествие по Эрмитажу, Третьяковке и Лувру, видеозаписи спектаклей, концерты музыкантов страны и мира, лучшие балетные постановки Большого театра, бесплатные трансляции Венской оперы и Metropolitan Opera, он-лайн коллекцию Британского музея с его более чем трёхмиллионным перечнем экспонатов. И есть ещё много-много прекрасного, познавательного и достойного восхищения, чего многим из нас никогда не увидеть вживую…
Надежда Каширина
Фото из архива ДШИ