Дом с неизвестными

Человеческая память несовершенна. По разным причинам она иногда теряет  важные исторические эпизоды, превращая правду в пренебрежение к судьбам скромных героев. Именно так обычное во время войны картографическое обозначение рубежа в Сталинграде «Дом Павлова» с течением времени превратилось в иконостас одного защитника, накрыв пеленой тумана около трех десятков других имен. Давайте вспомним и о них, чтобы маленькие и взрослые жители Камышинского района, бывая на экскурсиях в областном центре или проводя уроки мужества, посвящённые войне, заслуженно чтили память всех, кто в страшные годы стоял насмерть под огненным дождём.

Во время уличных сталинградских боёв сентября 42 года это четырёхэтажное здание являлось важной стратегической отметкой, за которую нельзя было пустить рвавшихся к Волге фашистов. Разведывательная группа сержанта Якова Павлова закрепилась в нём и мужественно отбивала атаки противников. Вскоре, на третий день, к ним пробилось подкрепление во главе с лейтенантом Иваном Афанасьевым — с пулемётами, противотанковыми ружьями и боеприпасами. Именно Афанасьев руководил в дальнейшем всей легендарной обороной.

Вот как передавал происходившие тогда страшные события ефрейтор И. Воронов в одном из своих интервью: «Боеприпасы для «дома Павлова» доставляли на лодках, пойдут десять, а вернутся шесть. Питались горелой пшеницей, ребята под пулями через стену склада лазали, чтобы её достать. Потом я привязал пару гранат к замку на дверях склада, рванули. Яков Павлов, помню, похвалил за смекалку, теперь, мол, склад наш. Страха у нас не было, когда от немцев в том доме отбивались. Усталость только. Ночь и день стреляешь, а потом ещё блиндаж копаешь, в котором от пожаров прятались. Вместо постели вату под себя подкладывали, которой трубы были обмотаны. Но какой там отдых! Приляжешь только — снова начинается вой, грохот, свист, всё рушится, мечется…»

Все вместе они обороняли руины здания 58 суток (недаром на оперативной карте немецкого командующего сталинградской группировкой Паулюса этот дом был обозначен как крепость), до того самого момента, пока не перешли в контрнаступление советские войска. Трое самоотверженных солдат сложили головы в развалинах этой ставшей потом на весь мир знаменитой четырехэтажки. Отвага за стенами неприступного для фашистов дома была массовой. Но золотой звезды Героя Советского Союза удостоился после победы лишь Павлов, первым занявший боевую позиции. А остальных солдат наградили медалью «За оборону Сталинграда».

Наверное, сам Яков Федотович всё-таки испытывал от этого неловкость. Ветераны рассказывали прессе, что постаревшие годами, но не душами однополчане периодически собирались в Волгограде у Афанасьева вспомнить былое и помянуть погибших. Павлова не было на этих общих встречах никогда. А к своему бывшему командиру один на один он заглянул в гости лишь раз, да и то в шутку или всерьёз (кто теперь знает?) назвал его дураком. В документальном фильме «Легендарный редут», посвящённом неизвестным страницам обороны Дома Павлова, приводится рассказ вдовы И. Афанасьева об этой встрече:

— … Иван Филиппович, ду-у-у-рак ты!

— Это почему же?

— Ну как? Вот я живу — мне дом двухэтажный построили, я оставил его матери, а сейчас мне квартиру дали двухкомнатную. Я переехал и живу, а ты не умеешь жить. Нужно брать от этой жизни всё, пока есть возможность!…

Ни в коем случае нельзя умалить военных заслуг Я. Павлова перед жителями волгоградской земли. Но при этом необходимо показать, как по-разному сложились судьбы других защитников, воевавших в одинаковых условиях плечом к плечу с ним. Ведь на деле вышло, что кому-то досталась обласканность первыми лицами страны и как следствие — материальные блага, а кому-то отказали даже в том, чтобы его имя значилось в памятной строке на мемориальной стене. Такая появилась в 1965 году на торце дома-крепости: «Этот дом в конце сентября 1942 года был занят сержантом Павловым Я. Ф. и его боевыми товарищами Александровым А. П., Глущенко В. С., Черноголовым Н. Я. В течение сентября-ноября 1942 года дом героически защищали воины 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии: Александров А. П., Афанасьев И. Ф., Бондаренко М. С., Воронов И. В., Глущенко В. С., Гридин Т. И., Довженко П. И., Иващенко А. И., Киселев В. М., Мосиашвили Н. Г., Мурзаев Т., Павлов Я. Ф., Рамазанов Ф. 3., Сараев В. К., Свирин И. Т., Собгайда А. А., Торгунов К., Турдыев М., Хайт И. Я., Черноголов Н. Я., Черныщенко А. Н., Шаповалов А. Е., Якименко Г. И.»

Среди перечисленных нет имени солдата из Абхазии Алексея Сукбы. Его судьба сложилась печально. В 1944 году военные дороги привели его в Белоруссию, там он попал в плен, и не известно, по каким причинам его фамилия оказалась в списке власовцев РОА (Русской освободительной армии). Этого оказалось достаточным, чтобы цензура вычеркнула имя солдата из списка защитников Сталинграда.

А имени воина из Калмыкии Гаря Хохолова не появилось на мемориале из-за обычной ошибки в солдатской книжке. Справедливость по отношению к нему восстановили 62 года спустя. Между этими событиями Хохолову пришлось черпнуть лиха полной мерой. В 1943 году его комиссовали по ранению. Едва солдат вернулся в свою деревню, как вышел приказ Сталина о переселении калмыков в Сибирь. И 13 лет герой-фронтовик вынужден был жить в ссылке непонятно за что. Уже много лет спустя, случайно оказавшись в Волгограде, Гаря услышал рассказ экскурсовода о героической обороне Дома Павлова и не вытерпел: «Я тоже там был!» Ему пришлось доказывать это, обратившись в Министерство обороны. В письме старого солдата были такие слова: «Мне ничего не надо — ни наград, ни почестей. Хочу, чтобы мои дети и внуки знали: дед отважно защищал Сталинград и сражался с превосходящими силами врага в Доме Павлова…»

Лучше ветерана, побывавшего в сталинградской мясорубке, не скажешь. Так какая же разница, кто каким по счету ворвался защищать приволжскую пядь земли? Чем хуже второй, третий, двадцатый, продержавшийся более 50-ти страшных суток? Все солдаты (кроме двоих задумавших дезертировать и расстрелянных за это на месте) стояли насмерть, поэтому важно, чтобы мы и наши дети помнили их всех поимённо без исключений.

Елена Кулыжкина

Фото из открытых источников

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель