И выслушает, и поможет

Есть на свете люди, которые по собственному выбору принимают на свои плечи чужие проблемы, болезни и одиночество, облегчая тяжёлую ношу тем, кто отчаянно нуждается в заботливых руках, добром слове и участливом внимании. Социальные работники надомного обслуживания для сотен жителей нашего района становятся земными ангелами-хранителями, помогающими справиться с бытовыми трудностями, житейскими невзгодами и недостатком сыновнего тепла. Что поддерживает их в этой работе и чем восполняют они растраченную энергию и тепло души?

Порой в своих клиентах вижу маму…

Инженер-строитель по образованию, Нина Ивановна Ярочкина из Верхней Добринки этой осенью отметит двадцать лет трудовой деятельности в должности социального работника надомного обслуживания. По специальности, полученной в вузе, она проработала 15 лет, но из-за вынужденного переезда в 90-е годы из Казахстана ей пришлось не единожды сменить профессию, благо никакой работы не боялась. Так дипломированный инженер стала сначала дояркой на верхнедобринской ферме, а затем, когда сельхозпредприятие распалось, — работником социального обслуживания на дому: эту работу ей предложили в местном сельсовете.

В те времена, вспоминает Нина Ивановна, требования к работе не были столь жёсткими, как сейчас: главное – чтобы человек был душевный, привычный к физическому труду  и умеющий находить подход к людям, которые нуждаются в посторонней помощи. Новую профессию Нина Ивановна осваивала на практике, окунувшись с головой в заботы и хлопоты своих односельчан – одиноких, пожилых, больных. В её собственную жизнь вошли чужие проблемы и невзгоды, вот только людей этих никак нельзя было назвать чужими — хотя бы уже потому, что в деревне все друг друга знают, а потому и отношения соцработников с их клиентами чем-то похожи на родственные.

Кстати, в этой сельской специфике кроются и свои подводные камни: дедушки и бабушки — получатели социальных услуг нередко смешивают профессиональную деятельность соцработников с обычной соседской помощью, не задумываясь о том, что «на руках» у их Ниночки (Валечки, Раечки) – больше десятка таких подопечных, а каждая оказанная услуга – отдельная строка в графе строгой отчётности. Из-за такого непонимания рождаются порой и обиды со стороны клиентов, с которыми, впрочем, каждый социальный работник должен уметь справляться.

В нынешние времена, не в пример 90-м, специалистов-надомников обучают разным аспектам деятельности (от начальной медицинской помощи до основ психологии), прежде чем доверить им заботу о нуждающихся в ней людях. Так что у работников отделения надомного обслуживания (находящегося в структуре автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения (АНО СОН) «БлагоДать») за плечами – учёба в педколледже с защитой диплома по соответствующей тематике. К примеру, работа Нины Ивановны была посвящена организации досуга получателей социальных услуг.

Кстати, организация досуга входит в перечень гарантированных социальных услуг наравне с оплатой ЖКХ, обеспечением водой и продуктами, уборкой помещения. Нина Ивановна – одна из самых активных пользователей сельской библиотеки, где хорошо знают предпочтения её читателей. Вместе со своими клиентами она не только читает, но и обсуждает прочитанное, будь то художественная литература или газетная статья. В настоящее время, по словам соцработника, её дедушки и бабушки с волнением следят за последствиями банкротства кредитного кооператива «Честь», о котором регулярно рассказывает наша газета. Поводом для горячих обсуждений становятся и сельские праздники, на которые Нина Ивановна сопровождает сельчан, имеющих возможность самостоятельно передвигаться.

Душевную чуткость, терпение, умение найти подход к таким разным, но одинаково ранимым и обидчивым людям Нина Ивановна считает главным в деятельности соцработника на дому. О физической работе, без которой не обходится практически ни один день в жизни сельского «надомника», наша героиня с улыбкой говорит словами своей родной бабушки: «Работать – это не дроби решать», относя этот вид помощи к естественной среде обитания любого сельского жителя.

В общении с подопечными (а сейчас их 12 человек) у Нины Ярочкиной есть правило: держать при себе свои собственные проблемы и неважное настроение. Но в селе ведь ничего не утаишь, и когда в семье Нины Ивановны несколько лет назад случилось горе, её бабушки и дедушки, которым она дарит свои силы и своё тепло, стали и её первыми утешителями. Ну как тут строго следовать одной из главных заповедей всех соцработников — не принимать близко к сердцу чужую боль? «Они у меня все хорошие», — говорит Нина Ивановна о своих дедушках и бабушках, признаваясь, что порой даже видит в ком-то из пожилых женщин свою давно ушедшую маму.

Бытует мнение, что соцработники – что сапожники без сапог: на свои семьи не хватает у них ни времени, ни сил, потому, дескать, и домочадцы соцработников не жалуют этой профессии. Нина Ивановна с этим не согласна: «Может, так у кого и бывает. Но, по моим многолетним наблюдениям, члены семей соцработников – как раз главные помощники в нашем деле. У меня самой муж – золото: и в амбулаторию отвезти бабушку на машине, и виноград кому подвязать, и ещё чем помочь – без отказа…». Так что надёжный тыл – лучшая опора для тех, кто каждый день привык совершать маленький подвиг во имя человечности.

Наша профессия учит терпению и мужеству

Моральную поддержку и деятельную помощь от семьи получает в своей работе и Надежда Карловна Волченко из Воднобуерачного. Коренная жительница села, она «унаследовала» профессию соцработника от своей мамы, которой когда-то помогала. Теперь они поменялись ролями, и мамины руки и добрые советы — сегодня незаменимое подспорье в буднях дочери-соцработника.

Без малого четырнадцать лет назад, несмотря на знакомство с социальной надомной работой, Надежда не сразу решилась посвятить себя этому делу. Дом, большое хозяйство и трое детей казались неодолимой преградой на пути к работе, требующей и времени, и большого физического и эмоционального напряжения. «Боялась, что не справлюсь, — признаётся Надежда Карловна и добавляет с улыбкой: — А теперь вот сын моим бабушкам и дедушкам крышу латает…».

Проблем у сельчан, находящихся под опекой у соцработников, множество: одному надо крыльцо починить, у другого телевизионная тарелка упала – необходимо на место поставить, то в верхнедобринскую амбулаторию врачи волгоградские приехали – обязательно нужна машина  бабушек-дедушек отвезти, а то бабушке плохо, не может встать с дивана – срочно нужен врач. «Иногда, — говорит Надежда Карловна, — такие обстоятельства, что никак не справиться одной. Но отчаиваться не приходится, потому что рядом, в селе есть люди, которые точно помогут — прежде всего это наш глава сельского поселения и работники врачебной амбулатории».

На фоне такой поддержки престарелых и больных сельчан разительным контрастом выглядит отношение к ним их собственных близких родственников. Для Надежды Карловны самое трудное в её работе – видеть, как её клиенты, и без того живущие под нелёгким бременем старости, оказываются неприкаянными, заброшенными при живых детях и внуках. С этой болью, острым чувством жалости бороться бывает труднее всего.

Но самое удивительное, что от общения с этими же людьми Надежда Карловна получает и нечто более ценное – умение радоваться жизни вопреки невзгодам и ежедневным трудом лечить тело и душу. Среди опекаемых Надеждой сельчан была лежачая бабушка, после инсульта, но она до последнего сама ухаживала за собой, стараясь облегчить труд своему соцработнику. Да и сегодня в числе одиннадцати получателей социальных услуг немало таких, чья воля к жизни и восхищает, и заражает молодых здоровых людей.

Вот у дедушки отказали ноги, но для него это не повод бездействовать: он проявляет свою самостоятельность, передвигаясь по дому с помощью рук. Супруги, каждый из которых старше 80-ти лет и обременён тяжёлыми недугами, беспокоятся о красоте придомового участка – сажают цветы, дёргают сорняк после дождя, сами выпекают хлеб и старательно откладывают пенсию для внуков… Таких примеров стойкости, мужества и мудрости у каждого соцработника наберётся не на одну жизнь.

Конечно, безоблачной не бывает ни одна работа, тем более связанная с заботой о людях, оказавшихся в трудных, подчас драматических жизненных условиях. И соцработникам так необходима бывает моральная поддержка их коллег, не понаслышке знакомых со всеми издержками профессии. В таких случаях большую помощь сельским соцработникам оказывают  сотрудники «БлагоДати», в особенности отделения социального обслуживания на дому. Они помогают разрешить непростые ситуации, порой возникающие в отношениях между соцработником и его опекаемыми, справиться с эмоциональными перегрузками «надомников», радуют своих коллег совместными праздниками.

Но главным стимулом оставаться на этой тяжёлой работе, по словам Надежды Волченко и многих её коллег-«надомников», оказывается один-единственный вопрос, который в минуты душевного разлада задаёт себе каждый истинный соцработник: «Как же там они без меня?»…

Надежда Каширина.

Фото  из архивов соцработников

 

На фото: Надежда Волченко и Раиса Павловна Гладкая,

 

 

 

        

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель