Сделайте детство счастливым, а родительство благополучным. Рекомендации детского телефона доверия 8 800 2000 122

Как много есть чудес на свете, но всех чудесней – это дети! Прописные истины:когда счастливы родители – счастливы и дети. Когда счастливы дети – счастливы и родители. Поспорить с прописными истинами практически невозможно, их можно только принять и стараться соответствовать им.

Для счастливого детства и благополучного родительства очень важно создание благоприятной атмосферы  для проживания, воспитания, развития, обучения детей. Это так называемые в психологии   зоны комфорта и дискомфорта для ребенка. Причем функционал, как вы понимаете, у этих зон абсолютно разный. Зоны комфорта, факторы здоровья в них,  помогают не допускать создание проблемных ситуаций, а зоны дискомфорта (факторы риска, действующие в них) создают проблему и удерживают эту проблему, доводя до кризисных моментов.

Давайте рассмотрим, какие есть зоны, какие факторы в них присутствуют  и что надо сделать, чтобы минимизировать факторы риска и увеличить, накопить, создать факторы здоровья, способствующие решению трудных жизненных ситуаций в жизни детей и их родителей.
Первая и самая важная зона комфорта для ребенка – это  Семья – самое главное место накопления любви, внимания, заботы, поддержки. Не менее важная и значимая зона комфорта  в жизни каждого ребенка – это Школа –  место обучения, развития, формирования коммуникаций. Третья зона комфорта в жизни детей — это Социум – необходимое условие накопления опыта взаимодействия и реализация себя.

Какую функцию несут в себе факторы здоровья и факторы риска? Посмотрите, насколько они противоположны друг другу. Факторы здоровья несут в себе созидательную функцию, а факторы риска разрушительную.

Факторы здоровья:

Создают атмосферу принятия и поддержки.

Помогают справляться с трудностями.

Формируют ценности, правила. 

Создают условия для развития и реализации.

Накапливают ресурсы.

Факторы риска:

Разрушают взаимоотношения.

Нарушают спокойствие, гармонию.

Ломают психику, настрой, уверенность.

Утяжеляют прохождение кризисов.

Уничтожают счастливое настоящее.

Угрожают будущему.

А сейчас давайте подробнее рассмотрим по каждой зоне комфорта и дискомфорта факторы риска и факторы здоровья.

Рекомендация — практикум: найдите в каждой зоне свои факторы риска и факторы здоровья, присутствующие именно в вашей семье. Это минимальная экспресс диагностика, которая поможет понять, что  «неблагополучно в вашем королевстве» — это будут факторы риска и что с этим можно сделать —  а это уже факторы здоровья.

Факторы риска на уровне семьи.

Если в семье имеет место быть!

Нарушенные детско-родительские отношения: конфликты, непонимание, недоверие.

Насилие – жестокое обращение не только по отношению к ребенку, но в супружеских отношениях. Ведь ребенок является свидетелем, а иногда и участником семейных конфликтов, представьте себе какую травму получает ребенок, и с ней он приходит во взрослую жизнь.

Бесприютность (эмоциональный холод и пустота). Вроде и родители рядом, но заняты собой.

Нет копингов (не владеют родители и не научены дети) – способы преодоления трудных жизненных ситуаций;

Родители не являются примером (нет ЗОЖ (здорового образа жизни), семейные ценности не привиты);

Нет принятия, поддержки, заботы, внимания (семья не является ресурсом, местом, где тебя поддержат и помогут).

А теперь давайте рассмотрим, какие есть факторы здоровья на уровне семьи. Именно эти факторы помогают разрешать проблемы, и наши усилия по  психоэмоциональному «оздоровлению» семьи необходимо направлять на их созидание и формирование.

Факторы здоровья на уровне семьи:

Учимся разговаривать друг с другом: и по потребности (с уважением) и просто так (обсудить заинтересовавшее, вызвавшее восторг или непонимание). Именно беседа (без нотаций) развивает интеллект, кругозор и мотивацию к знаниям.

Учимся слушать и слышать, даем право детям  на собственное мнение, обозначаем свое мнение  без давления и немедленного выполнения.

Наивысший пилотажучимся чуткости и чувствительности (считываем невербальные признаки усталости, печали, раздражения, обиды) – присоединяемся с уважением к  чувствам ребенка, и даем возможность детям научиться «чувствовать» и нас, родителей. Эмоциональный интеллект можно развивать именно таким образом.

Всегда выступаем на защите интересов своих детей! В тех случаях, когда их права нарушены.  В приоритете у родителей – дети, именно родители удовлетворяют базовую потребность в защите и безопасности. Пренебрегая собственным ребенком, мы создаем у него комплекс неполноценности и он всю свою взрослую жизнь будет искать опоры, у него будет мало шансов научиться быть самостоятельным и отвечать за свою жизнь.

Расширяем зону самостоятельности ребенка  в зависимости от его возраста  наряду с повышением ответственности за сделанный выбор. Используем проактивный подход к ошибке (неудаче, неуспеху): ошибка (неудача, неуспех) – это не повод для страданий, а великолепная возможность чему-то научиться, расширить свои компетенции (умения).

Делимся своим пережитым опытом: и успешным и не очень, зная, что и у родителей не всегда все получалось, ребенку легче удерживать самооценку на адекватном уровне. В тех случаях, когда родители преподносят себя исключительно талантливыми и способными детьми, у детей формируется неуверенность и в последствии неуспешность.

При высоким риске непонимания: стараемся поставить себя на его место, вспомнить себя в детстве и юности, вы тоже вряд ли были идеальным ребенком. Идеальный это какой? Послушный?

Говорим о своих чувствах: и о том, что любим его, и о том, чем огорчаемся им (ребенком). Эмпатия – чувствовать себя и других вокруг себя дает каждому из нас чувство удовлетворения собой и помогает формировать чувство собственного достоинства.

Осваиваем искусство совместной деятельности: домашние обязанности   (должны быть у каждого ребенка в зависимости от его возраста, именно они помогут научить детей не только «брать», потреблять, но «давать», заботиться о других), досуг (вместе отдыхать, заниматься спортом, играть в настольные (или другие)  игры или другими полезными делами), помощь и забота родственникам или тем, кому плохо.

Дружим с его друзьями, по возможности и с родителями его друзей: корректно, вежливо, доброжелательно.

Развиваем исключительность и индивидуальность ребенка, протежируйте (пиарте) его успехи, патронируйте (поддерживайте) его неудачи.

Созидайте свое «Я»: ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому. Можно много говорить, но именно действия родителей определяют модель поведения ребенка

Учите детей копингам (способам совладания или преодоления): это поможет всегда знать – что и как делать в сложных ситуациях.

Учите ставить границы: и у себя в семье (правила, запреты) и во внешнем мире.

Формируем позитивный взгляд: положительный настрой (концентрация на положительных, приятных моментах, происходящих в нашей жизни). Удерживаемся сами и помогаем детям не «соскользнуть» в отрицательный дрейф (концентрация на неблагополучных, неудачных ситуациях).

Развиваемся добрыми делами сами и помогаем детям помогать другим.

Учим детей презентовать себя без подавления других. Именно умело презентуя своя успехи и достижения ребенок учиться повышать свою самооценку, вырабатывает рефлексию (умение соотнести себя с другими людьми).

Учимся  хвалить и поощрять детей, грамотно выстраивать санкции.

Наслаждаемся счастьем быть мамой или папой – всегда и навсегда!

А теперь также подробно рассмотрим факторы риска и факторы здоровья на уровне школы.

Факторы риска на уровне школы

Если в школе имеет место быть!

Микроклимат класса, школы не поддерживающий, а прессингующий, вплоть до буллинга;

Учебные проблемы – недостаточный уровень знаний, требования родителей без учета способностей детей, низкая учебная мотивация (для чего, зачем); агрессивная педагогика;

Сложности коммуникации (выстраивание дружеских (ресурсных) отношений), авторитет учителя строится  не на уважении, а на власти.

Факторы здоровья на уровне школы

Успешная учеба —  дополнительные занятия, помощь «равный равному», организация физического пространства в школе и дома, соответствие требований способностям;

Коммуникативные навыки – общественная деятельность, сообщества, навыки презентации себя, помощь другим (слабее, младше, старше);

Навыки саморегуляции – тренинговые занятия в школе, проактивный копинг («подушки» безопасности, оценка потенциальных стрессоров (рисков);

И еще одна зона комфорта и дискомфорта в жизни ребенка – это социум. Какие факторы риска формируют дискомфорт и какие факторы здоровья помогают быть успешными?

Факторы риска на уровне социума

Если  в социуме у вашего ребенка имеет место быть!

Отсутствует личностная реализация, одиночество, дети — изгои;

Глубоко личные внутренние проблемы (предательство, бесцельность);

Личная жизнь выставлена на показ, нет идентификации, размыты или отсутствуют цели в жизни, нет умения дружить в «реале», любовные отношения как драма.

Факторы здоровья на уровне социума

Принадлежность к группе с положительными ценностями: кружки, секции, клубы, общества, волонтерство. Реализуют потребность ребенка в общении, принадлежности к группам.

Увлечения, интересы (хобби) =  помогают развиваться  и совершенствоваться, доставляют удовольствие сейчас,  во взрослой жизни могут быть тем ресурсом, который поможет справляться с трудностями;

Целеполагание в жизни: Кем хочу стать? Что для этого надо? Что могу уже сейчас? Какие ресурсы уже есть? Какими запастись? Какие последствия (риски)? Когда у человека есть цель, ему некогда бездельничать, «паразитировать» (жить за счет других), уходить в девиантное поведение (курение, алкоголь, наркотики). Он занят достижением своих значимых и полезных целей.

Способы совладания = жизнь как тренинг (как справляться — подбрасывайте своим детям задачки на разрешение:    расскажите трудную жизненную ситуацию, и вместе пообсуждайте, как, каким образом можно порешать проблему).

Развивать навыки саморегуляции – умение владеть собой, умение снимать напряжение (выбирайте время и место), помогите освоить способы.

Выстраивание границ – Научите детей  говорить «Нет!», когда предлагают наркотики или алкоголь, или заманивают в заведомо опасное деяние.

Если в дом пришла «беда»

В первую очередь успокойтесь.

Подготовьтесь (настройтесь) откровенно говорить с ребенком, будьте честны и правдивы.

Не ругайтесь, не наказывайте. Говорите тогда, когда вас могут услышать.

Обращайтесь за помощью к специалистам — психологам. Это не ваша слабость – это ваша сила, принять помощь и поддержку.

Детский телефон доверия 8 800 2000 122 – всегда рядом с вами.

Бесплатно – с любого стационарного или мобильного номера.

Анонимно – не надо представляться, номер телефона не определяется.

Круглосуточно – днем и ночью, в будни и праздники – всегда!

Конфиденциально – содержание вашей беседы с психологом останется между вами, запись разговора не производится.

38 03 03 – областной телефон доверия: для взрослых по их взрослым проблемам.

 

Руководитель службы детского телефона доверия Миронова Н.Р.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель