Посреди библиотечного зала появились «мраморные» колонны, наталкивающие на мысль о мощи и величии дел, о которых предстояло вспомнить посетителям. Рядом с ними – трон, важнейший атрибут власти, декорированный золотистой тканью с дорогим шитьём. Совсем скоро на нём будет восседать «Пётр Первый» – один из самых ярких правителей России. Как он изменил нашу страну? Какие последствия имели его реформы для будущего? И может ли столь неоднозначная личность сегодня послужить символом объединения общества? Над этими и другими вопросами заведующая библиотекой Ирина Петрина и библиотекарь Светлана Петрова предложили поразмышлять ученикам 7-8 классов школы № 56.
Несмотря на каникулы, подростки под руководством заместителя директора по воспитательной работе Эллы Харченко, педагогов Лидии Половцевой и Анны Швалучинской пришли пообщаться и почитать о событиях 17 -18 веков. Почти подвиг летом для нынешней молодёжи. Наверное, поэтому одна из девушек, ответив на телефонный звонок мамы, возмутилась до глубины души: «Какое там сплю! Я давно в библиотеке!» Вспомнилось петровское высказывание: „Русский народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают“. Впрочем, этот маленький эпизод промелькнул, скорее, с иронией, чем с досадой. Спасибо учителям и родителям за то, что стараются развивать в детях любовь к книгам и ищут способы, как эффективнее это сделать. Ведь молодёжь у нас хорошая: очень искренняя, внимательная к историческим деталям, энергичная и по-юношески критичная.
Удивила подготовка ребят и девочек — видимо, заслуга учителей истории и классных руководителей. Не только даты решающих битв подростки выучили назубок. Они знают и про то, что Пётр самолично любил лечить зубы подчинённым (а под раздачу нередко попадали вполне здоровые бояре). И про то, что при всех своих талантах он никак не мог освоить искусство плетение лаптей, ребята тоже в курсе.
«Ну, посмотрим, что они нам покажут», — вполголоса, как бы сам себе, проговорил один из парней. Нет, не из вредности. Просто взвешивал и сравнивал – что нового могут открыть ему взрослые, что не известно ему. Пока длился этот историко-краеведческий проект под названием «Гордимся именем твоим!», он сам активно отвечал на вопросы викторины. Так же увлечённо, как его товарищи, отгадывал, что спрятано в «чёрном ящике», не остался в стороне от работы корабельной мастерской «Флоту быть!»
А уж библиотекари перед школьниками расстарались: позаимствовали в Доме культуры декорации и сделали фотозону «Мир образов петровской эпохи», продумали до мелочей программу, провели мастер-классы, организовали видеопутешествие «Здесь Родины моей начало» и выставку художественных работ. Словом, подобно самодержцу, мобилизовали все мыслимые внутренние ресурсы, дабы развеять стереотип о том, что библиотека – это нудно и не интересно. Своих постоянных читателей, «палочек-выручалочек» Сергея Михайлова и Настю Ивашову они попросили выступить в роли российского императора и сопровождавшей его прекрасной дамы.
Иной программы, связанной с Петром, не разнообразной, просто и быть, наверное, не могло. Ведь куда ни кинься, чего ни коснись – везде его начинания. Судите сами. Мы просыпаемся и идём завтракать – а многие блюда-то ввёл в России Пётр. Наряжаемся в европейские платья, которые он когда-то повелел носить. Мельком взглядываем на календарь — опять же, детище Петра. Сотрудники «Уезда» отправляются собирать материал для газеты, но если бы не Пётр Первый в своё время, кто знает, насколько задержался бы выход первых печатных изданий в нашей стране. И другие взрослые люди тоже могут сказать спасибо императору, жившему более трёх веков назад, за введение системы профессионального образования.
Конечно, ошибочным было бы только аплодировать и утверждать, что правление этого монарха имело одни плюсы для страны. Минусов хватало. Но нужно понимать — без столь масштабных и радикальных реформ, которые он проводил, да ещё при отсутствии опыта, просчётов было не избежать.
Знание прошлого – полезный источник, из которого можно и нужно извлекать уроки. Петроввальские библиотекари и сами увлекательно представили собранный по крупицам материал, и ребят похвалили за прилежание. Итогом встречи стало награждение самых активных участников, а также победителей районного конкурса рисунков «Портрет Петра Первого на фоне эпохи» (тех, кто присутствовал, остальных героев награды тоже найдут). Первое место среди художественных работ жюри присудило Вере Макаревич из Воднобуерачного и Елизавете Серенко из Пановки. Второе – Нине Видовской из Нижней Добринки и Софье Бурковец из Петрова Вала (мама Софьи ради такого случая одела дочку в алый наряд; никакой самый строгий монарх не придрался бы и не взял с ослушников пошлину). Третью ступень пьедестала поделили Богдан Качурин из Таловки и жительница Петрова Вала Вера Кудиярова.
Проект, приуроченный к 350-летию со дня рождения Петра Первого, показал заинтересованность школьников в изучении родной истории. Кто знает, может быть, именно они, сегодняшние подростки, повзрослев и определившись с выбором профессии, послужат России, создав что-то новое, чем будет гордиться наш народ.
Елена Кулыжкина
Фото автора