Немецкий дом на Волге

Информационный центр-музей «Традиции и быт поселений немцев Поволжья», открывшийся в природном парке «Щербаковском» 26 февраля 2021 года благодаря поддержке администрации Волгоградской области, был давнишней мечтой его сотрудников. Он расположился в селе Нижняя Добринка в одном из исторических зданий. Сначала здесь была аптека, потом – немецкий культурный центр, офис природного парка, а позднее – гостевой дом при парке. Сегодня здесь разместился информационный центр-музей, который хранит в себе память о давно минувшем, но до сих пор цепляющем правдой жизни.

Днём здесь проходят экскурсии и лекции, принимают гостей из разных уголков России и зарубежья. Обсуждают, удивляются, благодарят за интересные встречи. А ночью… ночью в опустевших комнатах царит то, чего не выразишь словами, но что придаёт этому месту незабываемый колорит: сияние многоцветных вышивок на белоснежных полотнах; тревога от пропитанных чёрными вестями воспоминаний депортированных; основательность утвари, пользуясь которой, поволжские немцы надеялись долго жить в труде и вере. Несомненно, у этого музея есть душа. А у души – муза, в роли которой для нас выступила специалист отдела природоохранных мероприятий Щербаковского природного парка Любовь Ивановна Капустина. Она рассказала об экспонатах и их истории с того самого момента, когда на берегах великой русской реки только зазвучали слова «Вольга Хаймат» (волжская родина) до нынешних дней.

Arbeit macht das Leben süß

(Работа делает жизнь сладкой)

Не секрет, что немецкие семьи переселялись в Поволжье за лучшей долей. Их поэтическое восприятие жизни и красоты природы мы сейчас можем проследить, например, по женским вышивкам. Иголка, цветные нитки, лоскут отбеленной берёзовым щёлоком ткани плюс мастерство рукодельниц – и на костюмах и предметах бытового убранства появлялись орнаменты. Они могли быть флористическими, с цветами, травами и бабочками. Могли представлять нехитрые сюжеты в пасторальном стиле: пастушки со свирелями или дети, играющие на лугах, или животные. 

Когда эта красота забивалась пылью, хозяйки её старательно стирали. Не одними руками – грязь выбивалась специальными рубелями. Это такие массивные деревянные доски, с помощью которых ткани ещё и раскатывались, размягчались, расправлялись. «Некоторые парни специально дарили приглянувшимся девушкам рубели, украшенные затейливыми резными узорами или инициалами, и смотрели, как они ими работают, – увлечённо рассказала Любовь Ивановна. – Если потенциальная невеста справлялась одной рукой, значит, к замужеству она готова, а если двумя – придётся подождать, пока не наберётся сноровки». Экскурсовод продемонстрировала тяжеленное приспособление в деле – намотала на рубель бельё и с усилием прокатала вперёд и назад. Потом показала прялки, чугунную немецкую вафельницу и молотильные камни. Все вопросы о том, лёгким ли был труд немецких колонистов, отпали сами собой.   

Kuche, Kinder, Kirche» («кухня, дети и церковь») – три составляющих, на которых базировалась жизнь поволжских немок. В музейном зале среди экспозиции утвари поволжских немцев выделяется незаменимая в каждом уважающем себя хозяйстве помощница – маслобойка (бутерфаст). По виду она напоминает, скорее, сундучок, покрытый алой тканью с вышитым крестом весенним букетом. Такие использовали  для взбивания масла из сливок или сметаны. После того как внутрь наливалась жидкость, крышку «сундучка» плотно закрывали. Затем хозяева быстро вращали внешнюю ручку, приводившую в движение встроенную внутрь ось с лопастями. Приблизительно через полчаса взбивания появлялось масляное зерно – первые затвердевшие кусочки, отделявшиеся от пахты. Ароматное ярко-жёлтое масло отжимали и хранили в холодном сумраке погребов, где оно долго сохраняло и приятный запах, и консистенцию.

Много ещё интересных экспонатов собрали сотрудники музея в Нижней Добринке. Конечно, их лучше увидеть лично. Они воскрешают в воображении не только картины быта, но и вкусы, и ощущения. Побуждают всматриваться во взгляды людей на чёрно-белых фотографиях,  радостно заулыбаться или заморгать, сгоняя непрошенную слезу…

Отправляли к чёрту на рога

Домовитость, ответственность, бережное соблюдение семейных ценностей — казалось бы, множественные примеры достойной жизни немцев Поволжья должны были внушить руководству советской страны расположение и доверие. В начале Великой Отечественной войны, прервавшей мирную жизнь, эти национальные качества пытались повернуть в свою пользу, сбрасывая на позиции Вермахта листовки примерно такого содержания: «Немецкие солдаты! Переходите на нашу сторону! Поверните ваше оружие против Гитлера и его своры». Но пропаганда не сработала, и вскоре поволжские немцы, отождествлённые с фашистами, стали народом-сиротой.

Удивительно, сколько горя, страха, искалеченных судеб вместила в себя простая серенькая папка, которую, немного помолчав, Любовь Капустина взяла в руки, чтобы показать нам. Она помедлила совсем чуть-чуть, чтобы отогнать горько-удушающее волнение — ведь и её предки тоже в вагонах для скота были вывезены к чёрту на рога. На картонной обложке папки всего две строчки: «Земляки в депортации. Документы. Фотографии. Воспоминания». И фото учётной карточки, которая заполнялась на главу семьи.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что информационный центр-музей в Нижней Добринке стал обителью памяти обо всех насильно переселённых, плакавших над разорённым родным гнездом, корчившихся от голодных спазмов в желудке и гадавших под стук вагонных колёс: «Выживу ли? Может, к утру умру?»  Да тут и говорить много не нужно, лучше внимательно посмотреть. Вот на снимках уроженец села Давыд Егорович Вебер.

На верхней фотографии справа он запечатлён во время своей службы в царской армии в 1910 году. Молодой мужчина с офицерской выправкой, в лихо заломленной на бок фуражке. Взгляд серьёзен и сосредоточен, а губы, кажется, вот-вот расплывутся в улыбке.

На нижней карточке слева – он же.  Его трудно угадать  по измождённым лицу и фигуре, выпирающему острому кадыку, беспросветной муке в глазах. Жизнь укатала Давыда Егоровича всего за два десятка лет. Вернувшись после Первой мировой в Добринку, он работал в церковном совете, за что и был выслан на север. Отбыл срок.  Приехал наконец домой, а через год с небольшим вместе с семьёй был депортирован в село Локти Нижне-Омского района.  Короткие остановки в пути превратились в погосты, а на месте — лес да поле, да речушка, изогнутая, как рука в локте. Голод, холод, презрительное «фрицев привезли» и сумрачные, похожие один на другой дни. И таких, как Вебер, наших земляков, были тысячи.

А мы можем

В заключение хочется остановиться ещё у одного музейного экспоната, трогающего до слёз. Это письмо жительницы Украины Раисы Хижняк, которая со своей мамой и сёстрами — братьями в годы войны была вынуждена эвакуироваться с Украины и поселиться в Нижней Добринке:

«… Улица Волжская, 99. Это был домик немецкой семьи, сейчас я понимаю, что всех немцев отсюда депортировали…  Эта семья немцев оставила в подвале много овощей и других припасов. На столе мы обнаружили записку, в которой было написано: кто будет здесь жить, пусть ест на здоровье. Мы благодарны этой семье, что она помогла нам выжить.

За водой я ходила к Волге с горы. Недалеко от нас была пристань.

Пережили мы зиму спокойно. А потом началось страшное. Бомбёжки – каждый день. Помню, как дрожала под ногами земля, как прятались в подвале соседнего дома, как горела Волга, а чёрный дым застилал небо. Бомбили большие цистерны, что стояли на берегу…

К нам были подселены солдаты – Сеня из Брянска и Ваня из Смоленска. В одну из бомбёжек они выбежали из дома и погибли… Мы похоронили их в траншее возле сарая…

В школе, где я училась, был развёрнут госпиталь. Мы все ходили туда каждый день, помогали. Я стирала бинты, разносила воду для раненых, пела. Помню, был такой случай: на крыльце школы сидел раненый солдат. Он попросил меня вытащить осколок из груди. И прибавил, что у меня пальцы маленькие, что я смогу. И я смогла. Вынула кусочек железки, который был почти сверху. Долго благодарил меня солдат и даже поцеловал, сказав при этом, чтобы мы уезжали отсюда, что я ещё маленькая (мне было 12 лет) и мне нужно жить, что скоро здесь будут немцы.

Когда фронт подошёл ближе, нас вывезли пароходом «Марат». На нём было много детей, видимо, эвакуировали детский дом. Появились немецкие самолёты и начали его бомбить. Пароход причалил к берегу, и все, кто там были, побежали на сушу. Самолёт снизился и начал расстреливать бегущих. Все, кто остался в живых, зарыли убитых в песок (это была песчаная коса, как говорили взрослые). И в скором времени пароход отплыл вверх по Волге.

Теперь мы живём в разных государствах. У меня боль, что нет возможности приехать и посмотреть на дорогие сердцу места, на Волгу, встретиться с прекрасными людьми, которые помогли нам выжить в трудное военное лихолетье…»

Но мы-то с вами не как Раиса Александровна, не далеко живём. Можем и приехать в Нижнюю Добринку, и походить по комнатам «немецкого дома». И понять, что русские, немцы, казахи, украинцы, преодолевая невзгоды, должны держаться вместе. Это нужно всем – кто живёт сейчас и кто жил до нас.

Необходимо отметить, что культурное наследие территории природного парка «Щербаковского», формировавшееся на протяжении нескольких веков разными народами и конфессиями, многолико и интересно. Память о нём бережно хранится сотрудниками природного парка, а информационный центр-музей занял достойное место в рекреационно-туристской инфраструктуре не только парка «Щербаковского», но и Камышинского района в целом.

В регионе

Интерьеры информационного центра-музея и дворовое пространство в формате 3D-видео приняли участие в интерактивной выставке-перформансе «Sechster Sinn» («Шестое чувство»), которая 18 июля прошла в музее немецкой культуры в Старой Сарепте, что располагается в Красноармейском районе Волгограда. Формат выставки позволил гостям мероприятия погрузиться в историю немцев Поволжья через воздействие искусства на все органы чувств. Зрители могли увидеть инсталляции из фоторабот, 3D-видео, а также рассмотреть световые картины и интерактивные зоны.

Елена Кулыжкина

Фото Любови Капустиной

Материал подготовлен в рамках проекта «Мы разные. Мы вместе» гранта СМИ Волгоградской области по теме «Развитие межконфессиональных и межнациональных отношений в Волгоградской области».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель