Не просто так, любуясь чеканным шагом ольховских юнармейцев, делегаты из Камышинского района, на минувшей неделе побывавшие в посёлке Октябрьском, вспоминали другого парня, почти ровесника молодых патриотов – лётчика Бориса Гомолко. В конце 30-х годов прошлого века он, рядовой сотрудник Будянской фаянсовой фабрики, проникся лозунгом «Комсомолец – на самолёт!». Начал ходить на занятия в Харьковский аэроклуб, затем поступил в Армавирскую авиационную школу лётчиков. Сражаться с фашистами Борису довелось совсем недолго, но так, что многие нынешние жители и Камышинского района, в небе над которым 8 сентября 1942 года лётчик впервые вступил в бой, и Ольховского, где он перезахоронен, сохраняют уверенность в том, что российский народ не победить.
Через 80 лет после войны наши земляки – председатель местного отделения Военно-исторического общества Александр Щеглов, краевед Вячеслав Шамаев, руководитель районной ветеранской организации Надежда Тимофеева, педагог из Таловки Ирина Козлова и другие — 24 сентября, в день гибели Бориса Гомолко, возложили цветы к подножию установленной в Октябрьском стелы.
Два пилона – два паруса мемориала
— Имена лётчиков 520-го истребительного авиационного полка, высеченные на камне, уложены в ровные и строгие, очень лаконичные строчки, но душу они просто выворачивают наизнанку, — поделилась с нами впечатлениями Надежда Тимофеева. – Так и представляешь совсем ещё молодых ребят, не побоявшихся броситься в атаку на опытного врага и заставить его, потеряв боевой порядок, развернуться назад.
Мне очень понравилось, что в Октябрьском установлен не просто один памятник, а оформлен целый комплекс, включающий мемориал павшим односельчанам и фигуру самолёта. Также понравилось, что там много места, в праздники не нужно тесниться колоннам детей и взрослых, всем можно расположиться. И территория вокруг ухоженная. Видно, что к памяти о защитниках Родины жители относятся очень бережно.
После митинга гостей пригласили в школу, где располагается музей боевой славы, тоже посвящённый лётчикам. Экскурсию проводили ученики, взволнованно и трепетно рассказавшие о том, как воевала 16-я воздушная армия, об отважных женщинах, покоривших небо, о земляках – участниках Сталинградской битвы.
Камышане, конечно, тоже выступили. Среди собравшихся было много молодёжи, а она прекрасно чувствует все нюансы настроения и способна по достоинству оценить сказанное от души. Где же им найти более искренний источник, чем рассказы людей, всю жизнь посвятивших защите Родины и занимающихся изучением славных страниц её истории? Вот Александр Щеглов и Вячеслав Шамаев и напомнили о боевом пути храброго лётчика.
Проявил отвагу в первом же бою
В июле 1942 года старший сержант Гомолко получил назначение в Саратовскую область — в 520-й истребительный авиационный полк под командованием майора Чирвы. В сентябре его вместе с товарищами направили под Сталинград, чтобы, работая парами, лётчики сдерживали продвижение врагов к Волге.
8 сентября группа Чирвы совершала перелёт с аэродрома Вихлянцево на передовой аэродром Алтухово. Неожиданно ей встретились десять вражеских бомбардировщиков «Хейнкель -111». Никак нельзя было допустить, чтобы они сбросили бомбы на Камышин. Уверенный в смелости своих подчинённых, хоть и не обстрелянных, майор принял решение об атаке. В его правильности он тут же и убедился…
Старший сержант Гомолко на своей машине врезался в строй фашистских самолётов — «Хейнкель» рухнул на землю в окрестностях Таловки. А Борис Гомолко (позывной «Чайка-3»), израсходовав все боеприпасы, из боя не вышел. Он ринулся на таран. Винтом своего самолёта лётчик отрубил хвостовое оперение другому бомбардировщику противника, который также упал в нескольких километрах северо-западнее Таловки.
Неуправляемый истребитель Гомолко покинул, используя парашют. Но бой на этом не завершился — с неба он переместился на землю. Спустившись быстрее своих врагов, Борис застрелил одного из них, второго же взял в плен и отконвоировал в штаб полка. Вскоре старшего сержанта Б.М. Гомолко повысили в звании до лейтенанта и наградили орденом Ленина. Всего несколько дней он подлечивался в лазарете, а потом вновь вернулся в строй. Погиб же он, вступив в неравную схватку с немецкими истребителями Ме-109. Поразительно: получив тяжёлое ранение, Борис Гомолко всё-таки смог посадить машину в степи, в районе села Александровка. К месту его приземления был послан автомобиль, и ещё живого пилота повезли в госпиталь. Но спасти его докторам не удалось.
Короткий, но яркий боевой путь Бориса Мефодиевича Гомолко стал образцом мужества и бесстрашия, которые приблизили такую трудную и долгожданную минуту торжества нашего народа над неприятелем. Алые гвоздики и венки, возложенные участниками митинга к подножию стелы, — символ живой памяти потомков о нём и тысячах других героев Великой Отечественной войны.
Елена Кулыжкина
Фото предоставлены Вячеславом Шамаевым