
Госдума приняла в первом чтении законопроект, призванный вытеснить с рынка сомнительных сотовых операторов, которые предоставляют услуги телефонным мошенникам и телефонным террористам.
Стоимость лицензий для операторов связи вырастет в 133 раза: с 7,5 тыс. до миллиона рублей. Это значит, что нечистоплотные связисты, помогающие мошенникам сохранять инкогнито, не смогут бесконечно переоформлять лицензии. Как заявил председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, это нововведение решит проблему с телефонными мошенниками в России.
Сегодня многие граждане не понимают, как у мошенников и телефонных террористов получается сохранять анонимность. Все оказалось просто: существует ряд мелких компаний связи, которые не устанавливают у себя аппаратуру спецслужб. То есть они, конечно, обязаны это делать. Однако тянут до последнего, а когда доходит до серьезных санкций, то просто закрываются. И тут же недобросовестные коммерсанты получают новую лицензию и открывают новую компанию. Все начинается с нуля, и на какое-то время мошенники опять получают возможность звонить без опаски.
По статистике МВД России, ущерб, связанный с заведомо ложными сообщениями о минировании торговых центров, больниц, школ и других объектов, с каждым годом возрастает и составляет сотни миллионов рублей в год. Значительное число небольших операторов связи, особенно в регионах, зарабатывают на предоставлении сомнительных услуг, таких как пропуск подменных номеров или создание так называемых виртуальных мини-АТС, в которых нельзя идентифицировать личность абонента. Как рассказывают эксперты, после получения лицензии компания начинает вместе со спецслужбами прорабатывать планы установки специальной аппаратуры. Процесс может занять несколько лет, и все это время оператор работает. А когда приходит пора подключать систему, компания закрывается.
«Мы давно говорим, что на телеком-рынке необходимо наводить порядок. Дикое количество телефонных мошенничеств — это прямой результат недобросовестности отдельных, особенно мелких, операторов, которые предпочитают зарабатывать на криминале, — заявил председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. — Отъема лицензии они не боятся: заплатил по новой 7,5 тысячи рублей — и дело с концом».
По его словам, всего в России сегодня насчитывается более 10,5 тысячи операторов связи и далеко не все работают честно.
«Рынок операторов связи должен стать прозрачным, а недобросовестные игроки — уйти с поля», — заявил Александр Хинштейн.
В свою очередь, заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов согласился с тем, что «увеличение стоимости лицензии приведет к значительному сокращению недобросовестных операторов связи и формированию надежных компаний, мотивированных на качественную и добросовестную работу».
Кстати, юристы предостерегают от долгих и тем более грубых разговоров с телефонными мошенниками. Зафиксированы случаи, когда аферисты мстили своим «обидчикам», используя их номера в качестве подменных при попытках обмануть других. Потому разговор рекомендуется прекращать сразу, как только вы догадались, что дело нечисто.
О появлении мстительных схем мошенников сообщили в Главном управлении региональной безопасности Московской области. Телефонные номера тех, кто нагрубил аферистам или попытался пошутить над ними, мошенники начали использовать в качестве «подменных» при звонках другим людям. Подменный номер высветится, когда человеку звонят якобы от имени банка или по любой другой мошеннической схеме.
«Чем это опасно? Если у человека все-таки удастся обманом выманить деньги, перезванивать с обвинениями и требованием вернуть деньги начнут тому, чей номер высветился, — рассказывают в Главном управлении региональной безопасности. — К тем, чьи контакты используются в мошеннических схемах, могут возникнуть вопросы у следствия. Доказательство непричастности отнимет время и силы».
Некоторые граждане действительно пытаются разыграть мошенников, изображая, что поверили, и рассказывая сказки. Логика такова: мошенник потратит время и силы на догадливого гражданина и какое-то время не сможет звонить недогадливым. Мотив благородный, однако лучше доверить борьбу с аферистами профессионалам. Эксперты рекомендуют: не вступать в длинный диалог с мошенниками, не пытаться их разыгрывать или хамить им.
По словам члена АЮР Ольги Туруниной, если в теории, то законодательно операторы должны прекращать передачу сигнала с искаженных номеров. Однако на практике это пока не работает так, как хотелось бы.
После же вступления в силу новаций, рассматриваемых сейчас в Госдуме, возможности оставаться инкогнито и тем более подменять номера телефонов у мошенников, хочется верить, не останется.
Владислав Куликов
«Российская газета», федеральный выпуск № 12 (в сокращении)