Поздравляя с профессиональным праздником работников культуры нашего района, никак нельзя обойти стороной те невидимые зрителю волшебные руки, которые помогают взрослым и юным артистам совершить магию перевоплощения и придают выразительность и законченность каждому сценическому образу. О том, как рождается «правильный» костюм и почему бывает непросто воплотить на сцене мечту, в преддверии Дня работника культуры мы побеседовали с костюмерами Районного Дома культуры Натальей Кузнецовой и Натальей Лунёвой, которые обшивают и одевают всех участников художественной самодеятельности нашего района.
Свою профессию они называют работой мечты. Потому что именно это занятие, которому с детства была отдана душа, приносит им настоящую радость – не только в результатах совместного труда, но и в самом процессе, рождающем творческое вдохновение. Обе Натальи – выпускницы камышинского 22-го училища, после окончания которого освоили ещё и специальность закройщиц. Обе в разные годы успели поработать на самых разных предприятиях, но если Наталье Александровне (Лунёвой) повезло оставаться в профессиональной колее, то Наталья Анатольевна (Кузнецова) была вынуждена заниматься любимой работой только в стенах родного дома.
— Ну как рождается портниха? Сначала шьёт на кукол, потом на себя, а потом переключается на всех домашних. Вот так у нас обеих и происходило. Сколько себя помним, всегда шили. А потом поняли, что надо этому учиться. Вот так увлечение стало делом всей жизни.
Нетрудно догадаться, почему именно здесь, в сфере районной культуры, они так счастливы заниматься любимым делом. Ведь что для натуры творческой может сравниться с радостью от причастности к созданию сценических образов, от свободного полёта фантазии, ограниченного только художественным замыслом постановки?
— Как происходит процесс создания костюмов? Сначала мы выбираем направление – танец или вокал, жанровую принадлежность — эстрада, фольклор, либо костюмы для ведущих. Рисуем эскизы, согласовываем с директорами Домов культуры, если всех всё устраивает – закупаем ткань и всё, что полагается, и занимаемся пошивом. В работе учитывается всё: какая ткань, цвет, какое предназначение. К примеру, в народных костюмах хорошо себя ведёт габардин — и носится отлично, и не линяет. Для фольклора часто используем штапель, в том числе для того, чтобы артистам летом было не жарко. Работаем не только с помощью швейной машинки (у нас электрические), но и плетём из бисера, вяжем, вышиваем, — много ручной работы, особенно в изготовлении головных уборов.
Один костюм средней сложности, от эскиза до финальной глажки, изготавливается около недели. Много времени занимает выбор ткани и примерка. На примерку мастерицы РДК едут «домой» к артистам, причём встречи, с учётом немалых расстояний, планируются заранее, ведь всех надо собрать в определённый день и ещё заказать машину. Портнихи-камышанки хоть и работают в четыре руки, но эти руки обшивают все 28 учреждений культуры, поэтому на пошив сценических костюмов существует очередь – только так можно всё успеть.
Самым сложным в своей работе районные «художники по костюмам» считают изготовление головных уборов в народных костюмах – этому, говорят они, надо специально учиться. Впрочем, глаза боятся, а руки делают: и сороку, и повойник, и кичку две Натальи всё-таки отшивают, действуя не только методом проб и ошибок, но и используя соответствующую литературу.
— Идеи для моделей мы берём и из собственной головы, и в библиотеке, и в журналах по рукоделию. Ну и, конечно, многому приходится учиться, особенно по теме народного костюма. Ведь в традиционной народной одежде и цвет, и узор имеют значение, а мы стараемся сохранять нашу культуру. Поэтому изучаем историю костюма — учимся и на сайтах Интернета, и на семинарах, которые проводит для нас Центр народного творчества. В основном, конечно, мы работаем в русле стилизации, где можно повольничать — чтобы было ярко, красиво, смотрибельно. Но есть в районном самодеятельном творчестве и аутентичные наряды, которые использует, к примеру, воднобуераченская «Матаня». И здесь уже надо очень строго подходить к каждой детали костюмов. Нам очень интересно работать в обоих направлениях, и важно для профессионального роста.
Специфика работы в культуре требует от швей-мастериц не только профессионализма в деле «кройки и шитья», но и способности знать и чувствовать сцену, уметь представить свою модель в движении, в свете и цвете. Годы практики на поприще районной культуры многому научили бывших выпускниц 22-го училища. Но и неудачи на этом пути тоже бывали – когда в процессе творчества казалось, будто шьёшь какое-то чудо – обилие мелких деталей, кропотливая ручная работа… А её не видно со сцены! Что ж, бывает и так. Но все эти «минусы» идут в копилку опыта.
— Мы не только шьём костюмы для сцены, но и следим за ними: после выступлений солисты и коллективы сдают нам свои наряды, а мы при необходимости их «ремонтируем» — подшиваем, дошиваем, если что оторвалось. Но все наши артисты очень бережно относятся к костюмам, они же у нас все именные, сшитые по индивидуальным меркам, чужие их не носят.
В своей работе мы стараемся, чтобы не только «костюмчик сидел» и образ соответствовал художественному замыслу. Мы стараемся, чтобы и зрители получили удовольствие от увиденного, и все наши артисты выглядели красиво, достойно, не хуже звёзд. Потому что они и есть наши звезды!
Надежда Каширина.
Фото автора.
На снимках:
1.Мастерицы за работой. Наталья Кузнецова (на переднем плане) и Наталья Лунёва
2. Вот такие эскизы украшают стены мастерской швейного дуэта