Звёзды района одеваются у костюмеров РДК

Поздравляя с профессиональным праздником работников культуры нашего района, никак нельзя обойти стороной те невидимые зрителю волшебные руки, которые помогают взрослым и юным артистам совершить магию перевоплощения и придают выразительность и законченность каждому сценическому образу. О том, как рождается «правильный» костюм и почему бывает непросто воплотить на сцене мечту, в преддверии Дня работника культуры мы побеседовали с костюмерами Районного Дома культуры Натальей Кузнецовой и Натальей Лунёвой, которые обшивают и одевают всех участников художественной самодеятельности нашего района.

Свою профессию они называют работой мечты. Потому что именно это занятие, которому с детства была отдана душа, приносит им настоящую радость – не только в результатах совместного труда, но и в самом процессе, рождающем творческое вдохновение. Обе Натальи – выпускницы камышинского 22-го училища, после окончания которого освоили ещё и специальность закройщиц. Обе в разные годы успели поработать на самых разных предприятиях, но если Наталье Александровне (Лунёвой) повезло оставаться в профессиональной колее, то Наталья Анатольевна (Кузнецова) была вынуждена заниматься любимой работой только в стенах родного дома.

— Ну как рождается портниха? Сначала шьёт на кукол, потом на себя, а потом переключается на всех домашних. Вот так у нас обеих и происходило. Сколько себя помним, всегда шили. А потом поняли, что надо этому учиться. Вот так увлечение стало делом всей жизни.

Нетрудно догадаться, почему именно здесь, в сфере районной культуры, они так счастливы заниматься любимым делом. Ведь что для натуры творческой может сравниться с радостью от причастности к созданию сценических образов, от свободного полёта фантазии, ограниченного только художественным замыслом постановки?  

— Как происходит процесс создания костюмов? Сначала мы выбираем направление – танец или вокал, жанровую принадлежность — эстрада, фольклор, либо костюмы для ведущих. Рисуем эскизы, согласовываем с директорами Домов культуры, если всех всё устраивает – закупаем ткань и всё, что полагается, и занимаемся пошивом. В работе учитывается всё: какая ткань, цвет, какое предназначение. К примеру, в народных костюмах хорошо себя ведёт габардин — и носится отлично, и не линяет. Для фольклора часто используем штапель, в том числе для того, чтобы артистам летом было не жарко. Работаем не только с помощью швейной машинки (у нас электрические), но и плетём из бисера, вяжем, вышиваем, — много ручной работы, особенно в изготовлении головных уборов.

Один костюм средней сложности, от эскиза до финальной глажки, изготавливается около недели.  Много времени занимает выбор ткани и примерка. На примерку мастерицы РДК едут «домой» к артистам, причём встречи, с учётом немалых расстояний, планируются заранее, ведь всех надо собрать в определённый день и ещё заказать машину. Портнихи-камышанки хоть и работают в четыре руки, но эти руки обшивают все 28 учреждений культуры, поэтому на пошив сценических костюмов существует очередь – только так можно всё успеть.

Самым сложным в своей работе районные «художники по костюмам» считают изготовление головных уборов в народных костюмах – этому, говорят они, надо специально учиться. Впрочем, глаза боятся, а руки делают: и сороку, и повойник, и кичку две Натальи всё-таки отшивают, действуя не только методом проб и ошибок, но и используя соответствующую литературу.

— Идеи для моделей мы берём и из собственной головы, и в библиотеке, и в журналах по рукоделию. Ну и, конечно, многому приходится учиться, особенно по теме народного костюма. Ведь в традиционной народной одежде и цвет, и узор имеют значение, а мы стараемся сохранять нашу культуру. Поэтому изучаем историю костюма — учимся и на сайтах Интернета, и на семинарах, которые проводит для нас Центр народного творчества. В основном, конечно, мы работаем в русле стилизации, где можно повольничать — чтобы было ярко, красиво, смотрибельно. Но есть в районном самодеятельном творчестве и аутентичные наряды, которые использует, к примеру, воднобуераченская «Матаня». И здесь уже надо очень строго подходить к каждой детали костюмов. Нам очень интересно работать в обоих направлениях, и важно для профессионального роста. 

Специфика работы в культуре требует от швей-мастериц не только профессионализма в деле «кройки и шитья», но и способности знать и чувствовать сцену, уметь представить свою модель в движении, в свете и цвете. Годы практики на поприще районной культуры многому научили бывших выпускниц 22-го училища. Но и неудачи на этом пути тоже бывали – когда в процессе творчества казалось, будто шьёшь какое-то чудо – обилие мелких деталей, кропотливая ручная работа… А её не видно со сцены! Что ж, бывает и так. Но все эти «минусы» идут в копилку опыта.

— Мы не только шьём костюмы для сцены, но и следим за ними: после выступлений солисты и коллективы сдают нам свои наряды, а мы при необходимости их «ремонтируем» — подшиваем, дошиваем, если что оторвалось. Но все наши артисты очень бережно относятся к костюмам, они же у нас все именные, сшитые по индивидуальным меркам, чужие их не носят.

В своей работе мы стараемся, чтобы не только «костюмчик сидел» и образ соответствовал художественному замыслу. Мы стараемся, чтобы и зрители получили удовольствие от увиденного, и все наши артисты выглядели красиво, достойно, не хуже звёзд. Потому что они и есть наши звезды!

Надежда Каширина.

Фото автора.

На снимках:

1.Мастерицы за работой. Наталья Кузнецова (на переднем плане) и Наталья Лунёва

2. Вот такие эскизы украшают стены мастерской швейного дуэта 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель