Жители Камышинского района вновь добрым словом вспоминают знаменитого земляка Константина Шульмейстера

29 апреля исполнится 128 лет со дня рождения доктора сельскохозяйственных наук, профессора Константина Георгиевича Шульмейстера. Имя этого корифея земледелия засушливой зоны тесно связано с историей Камышинского района. Многие его ученики, работающие сегодня в аграрной отрасли и селекции растений, с благодарностью вспоминают своего наставника. И мы не раз описывали факты из трудовой жизни скромного гения. Описывали, да не все. Ещё кое-что есть…

В Госселекстанции стоят два старых высоких сарая. Один размещён на току, а второй на сельской улице неподалёку от пруда. Несмотря на солидный возраст, они не какие-нибудь хлипенькие: просторные, основательные. Наверху резьбой украшены, а слуховое окно фигурное.

Старожилы утверждают, что эти строения завещал Константину Шульмейстеру его тесть, известный в Камышине мукомол Георг (Егор) Райсих. Он был зажиточным хозяином, обеспечившим и себе безбедную жизнь, и детям, и внукам, если бы не наступили смутные времена. Кроме земель и мукомольных мельниц, владел купец доходным домом, магазинами, даже несколькими родниками на реке Елшанке. А когда почувствовал, что новая власть может лишить его имущества, чтобы добру не пропадать, передал два больших сарая в пользование сотрудникам Камышинского опытного поля (сейчас это территория Госселекстанции).

Шульмейстер на опытном поле

Константин Георгиевич в то время трудился на должности заведующего. Непросто ему приходилось, ведь его предшественник, вместо того чтобы искать, как повысить урожайность, занимался предпринимательством. Он организовал частную мукомольню, где нещадно обсчитывал крестьян. Дело кончилось тем, что, опасаясь расправы от недовольных клиентов, экс-заведующий ударился в бега. Но на железной дороге на него напали грабители и убили…

Никакого доброго воспоминания о себе этот человек не оставил.  На поле в 50 гектаров не было заметно даже следов научной деятельности, а штат состоял всего из восьми человек, среди которых, опять же, не наблюдалось научных сотрудников.

Всё изменилось благодаря деятельности молодого Константина Шульмейстера. Постепенно он организовал    семенное хозяйство, в котором размножали селекционные сорта пшеницы, озимой ржи и кукурузы.  Увеличил земельную площадь до 350 гектаров и стал собирать с них хорошие урожаи.

Хранилось же селекционное зерно в том числе и в высоких сараях, о которых мы упомянули выше.

С появлением прибыли расширились возможности работников опытного поля. Выросли вокруг  новое жильё, зернохранилище и служебные помещения. Увеличился штат сотрудников, среди которых появились научные специалисты, а рабочие стали более квалифицированными.

Константин Георгиевич на достигнутом не останавливался.  Он никогда не был кабинетным учёным.  Ездил, искал, внедрял новые приёмы земледелия в практическое хозяйствование. И в общении с простыми тружениками был внимательным и обходительным. В архивах сохранилась заметка агротехника колхоза «Правильный путь» А. Пехтелева. В ней говорится: «Товарищ Шульмейстер 24 апреля приехал ко мне в колхоз. В тракторном отряде в течение полутора часов профессор вёл дружескую беседу с трактористами, задавал им десятки различных вопросов и обстоятельно отвечал на интересующие трактористов вопросы. Много дал советов профессор о способах поднятия урожайности…»

Может, потому и помнят его люди – не зазвездился известный человек, всегда был уважаемым, родным, «своим»? Вон даже сараи «шульмейстерскими» называют.

Кому сарай, а кому «дворец»

В них помещалось всё: мясо, спирт, зерно и хозяйственная утварь. Потому для крестьян эти помещения по ценности сродни с дворцами.

Один из сараев стоит на мощных камнях-валунах. Между землёй и полом – приличное расстояние. Из-за него-то, доступного юркому человеку как лаз, в советские времена случился казус…

Дело в том, что, кроме урожая, в хозпостройке хранили фляги со спиртом. На них на свою беду  покусился местный рубаха-парень.  Подросток поднырнул вниз, пропилил доски и вытащил через образовавшийся проём флягу с «огненной водой». Позже строгий советский суд за кражу определил ему пребывание в местах не столь отдалённых.

Старожилы также вспоминают, что в просторных «шульмейстерских» сараях рабочим когда-то раздавали мясо. Внутри стояли весы и морозильные камеры. Там же рубили мороженые туши, а затем отпускали мясо семьям. Его вес зависел от числа едоков.

Конечно, хранятся все эти истории не из-за сараев, а опять же, из-за благодарной памяти о хорошем человеке, знакомством с которым наши земляки гордятся. В Камышине до сих пор  живут родственники Константина Георгиевича. Одна из них, Оксана, работает в популярном сетевом магазине. Она с сожалением отметила: «Константин Георгиевич был двоюродным братом моего дедушки. Мой отец, когда учился в сельскохозяйственном институте, общался с ним. Но, к сожалению, папы уже нет в живых и ничего нового о Константине Георгиевича мне рассказать некому».

Тем ценнее крупинки истории, разбросанные то там, то здесь, по Камышинскому району. Из них складывается наиболее полное представление о работе знаменитого учёного в наших краях.  Он прожил непростую жизнь и скончался в возрасте 101 года, сумев заложить самобытные, прочные основы агрономической науки.

Елена Кулыжкина.

Фото автора и из открытых источников Интернета.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель