Почему заграничную поездку Петра Первого историк Ключевский назвал «воровской экспедицией»?

Какие истинные цели ставило перед собой Великое посольство первого российского императора и как в Россию были импортированы передовые специалисты и технологии? На эти вопросы отвечает историк Игорь Курукин в авторском материале «Заграничная стажировка Петра I».

Великим посольством называлась первая масштабная заграничная «командировка» Петра Первого «со товарищи», состоявшаяся в 1697 году. Её главное отличие от обычной дипломатической поездки было в том, что в путь выехало около трёхсот человек. К тому же огромное количество «послов» ехали совсем не по дипломатическим делам, а затем, чтобы учиться: в первую очередь, военно-морским и военно-техническим дисциплинам. 

Главой посольства стал великий посол Франц Лефорт. Другой посол — это боярин Федор Головин, который будет позже исполнять роль министра иностранных дел России. При этом царь Пётр, которые впервые едет за границу, отправляется инкогнито под именем Петра Михайлова — этакого волонтёра при посольстве.   

«Для Московского государства той эпохи заграничная поездка царя — это совершенно невиданное событие. Потом родится представление о том, что царя подменили и приехал какой-то немец, поскольку дальнейшие действия Петра не всегда будут укладываться в рамки традиционного массового сознания. Ну разве русский царь может ходить в немецких штанах и курить табак? Очевидно, его подменили за границей: прислали какого-то то ли шведа, то ли немца».

Задачей посольства формально было укрепление союза против турок, так как Азовские походы вписываются в войны европейских государств против Османской империи, которая в этот момент предпринимала последние для той эпохи попытки укрепить свое положение в Европе. Однако имелся и негласный наказ (руководство) самого царя — нанять нужных для России специалистов (прежде всего военно-технических специальностей, а также кораблестроителей, моряков и морских офицеров, которых в России нет), приобрести соответствующие технологии и оборудование, а также необходимые материалы для адмиралтейских работ. Именно в этом, а не в дипломатических усилиях, состояла истинная цель Великого посольства, которая соответствовала задаче Петра — построить 10-15 кораблей. Поэтому российский историк Василий Ключевский назвал петровское посольство «воровской экспедицией».    

Стоит ли удивляться, что дипломатическая миссия оказалась абсолютно провальной? «После того как в 1697 году австрийские войска нанесли большое поражение туркам при Зенте, с турками воевать никто и не собирался. В Европе назревал другой конфликт — война за испанское наследство… В такой ситуации турки уже никого не интересовали. В Голландии посольство будет официально просить оружия и денег, но им откажут и в оружии, и в деньгах, и потом точно так же будет в Австрии, когда Пётр будет в Вене». 

Зато в импорте людей и технологий загранкомандировка оказалась более чем удачной. Великое посольство вывезет в Россию 856 специалистов самых разных профессий — от корабельщиков до мастеров по изготовлению гобеленов. Сам же царь, вместе с десятками молодых дворян, стольников и спальников московского двора, в Пруссии, Голландии и Англии изучит и освоит на практике множество наук: станет профессиональным артиллеристом, плотником-мастером и инженером-кораблестроителем. Одновременно с этим и послы, и сам Петр закупают необходимое оборудование и вербуют по всей Европе людей, которые готовы приехать на службу в Россию.

«Петр не развлекается за границей, а постоянно посещает предприятия, причем любые: полотняную фабрику, литейный завод, бумажную мельницу, табачное предприятие… Как устроен, допустим, госпиталь? А как устроена крепость? А как устроен бордель? Это же тоже надо знать: если уж мы перенимаем, то все перенимаем… Петра интересует все, кроме развлечений. Он очень редко бывает в театрах; в английский парламент он заглянул, но это его не очень волнует. Его интересует то, как устроена европейская жизнь и то, что делает передовую Европу — Англию, Голландию, Германию — Европой. 

Конечно, возвращается Петр уже немножко другим человеком: это был первый русский царь, который побывал за границей, причем как бы на стажировке — изучал на своей шкуре то, чем живет Европа. И после возвращения Петра в Россию начинаются те самые знаменитые петровские реформы».

По материалам postnauka.ru

На фото: скульптор из Камышинского района 

Александр Безруков и его царь 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель