По какому случаю в Таловке пили водку с сулемой

Как ни печально, коронавирус остаётся одной из самых животрепещущих тем и нынешней осенью. Но есть и хорошая новость – это не самая страшная болезнь, которую пришлось пережить человечеству. Их было много, разных, в конце концов шедших на спад и побеждённых. Значит, справимся и с этим.

Например, такая напасть как сифилис, возникшая давным-давно в Африке, в начале 20 века докатилась до Камышинского уезда, где, если верить архивным документам, поразила четверть жителей Таловки. Причём не только любвеобильных бабников, вернувшихся домой с заработков, но и вполне себе приличных по поведению их приятелей, покуривших с ними одну папиросу или помывшихся водой из одной шайки, и женщин, и даже детей. Да-да, поскольку взрослые из-за ложной скромности скрывали, что больны, и не находили нужным обращаться к докторам, за их распущенность порой ценой собственной жизни расплачивались младенцы.

Ещё одной причиной скрытности заболевших таловчан, скорее всего, служила боязнь оказаться под шквалом насмешек: будут ещё все кому не лень пальцем тыкать — вон, мол, сифилитик идёт. Или того хуже — станут шарахаться, завидев издали, чтобы не заразиться «срамной» болезнью.

Дёсны разрушались, зато нос не проваливался

Лечиться, конечно, крестьяне лечились – сами, водкой (она же у нас исстари чудо-средство от всего),  добавив в неё порошок хлористой ртути — сулему. Кому-то становилось легче, кто-то угасал от употребления столь адской смеси скорее, чем от прогрессирующей болезни.

Рецепт этот был вообще распространён широко на просторах матушки-России. Аналогичный приводится в книге Гавриила Попова «Русская народная бытовая медицина. По материалам Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева»:

«Старинное средство при сифилисе — окуривание больного киноварью (сернистой ртутью – авт.) — нередко применяется  … и в настоящее время…  влечёт за собою общее отравление и ведёт к заболеванию соединительной оболочки глаз. Вместо киновари иногда берётся и чистая ртуть, золотник и более на каждое подкуривание.

Не менее окуривания распространено и внутреннее употребление сулемы. Она далеко не всегда дозируется, весьма часто соединяется с настоем растения сассапарили  и иногда с другими лекарственными веществами, например, крепкой водкой и мышьяком… В случаях «застарелого» сифилиса деревенскими фармацевтами берётся чайная ложка сулемы и всыпается в небольшую склянку, с ½ рюмкой крепкой водки. Склянка закупоривается и заминается в сырой хлеб, который садится в печь. Когда хлеб испечётся, вынимают пузырёк и его содержимое разводят полуштофом хлебной водки. Лекарство дают по полуложке внутрь и употребляют снаружи, для смазывания сифилитических язв».

Когда все эти манипуляции не помогали, страдальцы обращались за помощью к знахаркам и, пройдя у них «полный курс лечения», не всегда щадящего, попадали на больничные койки уже в тяжёлом состоянии.

Удивительно: наши люди всё равно умудрялись выжить. Подтверждение находим на страницах газеты «Саратовский вестник», писавшей: «Произведённым в селе Таловка подворным обследованием было установлено, что имеется 25 процентов домов, обитатели которых заражены сифилисом. Несмотря на громадное распространение болезни среди жителей, больных с провалившимися носами среди них почти не встречается.  По мнению уездного санитарного врача, это отчасти объясняется тем, что население само лечится постоянным употреблением сулемы, смешиваемой с водкой, хотя это средство разрушительно действует на дёсны.

Можно также предполагать, что в Таловке сифилис, переходя из поколения в поколение, проявляется в менее тяжёлых формах, так как население приобрело некоторый иммунитет» (номер от 30 августа 1913 года).

Ударим стихами по срамной болезни!

И в царской России, и на заре советской власти с прилипчивой заразой пытались бороться всеми мыслимыми способами.

В первом случае создавали что-то вроде современных кабинетов анонимного обследования: отводили специальные здания, завозили туда необходимые лекарства и прикрепляли докторов. У обратившихся за помощью людей им было запрещено спрашивать, кто и откуда – лишь бы человек лечился и шёл на поправку.

Во втором случае делали ставку на профилактику. Стараясь предупредить заболевание, издавали книги с разъяснениями медиков. Распространяли среди населения «умные» листовки и плакаты, позорящие развратников. Так, в народе ходило стихотворное обращение к девушкам, потенциальным невестам. Сперва оно был опубликовано на страницах сатирического журнала «Лапоть»,  а поскольку легко запомнилось, стало часто цитироваться:

Перед тем как выйти замуж,

Жениху скажите прямо:

«Вынь-ка, друг, на лавочку

О здоровье справочку!» (то бишь, заключение венеролога).

Уральский врач-энтузиаст по фамилии Юшков пошёл ещё дальше, он даже быль в стихах сочинил «О том, как Нил всю деревню заразил».

Её главный герой – солдат, по пьяни переспавший с неизвестной девицей, а потом вернувшийся в родную деревню на побывку. После того как Нил вернулся на службу, в деревне начали твориться доселе невиданные вещи…

Автор не был бы профессионалом, если бы не описал подробно все симптомы, которые проявляются у больных сифилисом на разных частях тела:

… Ну, а дальше — шут их знает:

Глядь, Митрошкин сын хворает,

Май прошёл, и сам Митрошка,

Анна, Фёкла, Клим, Антошка…

И во рту такие бляшки,

Вроде клочьев от бумажки:

Не дают порой глотать…

А когда ложишься спать,

Ноги ноют — свет не мил,

Словно зайца день ловил.

А у Глеба под горою:

Смех и горе (но не скрою,

Сам не видел — говорят),

Что меж ног вилки сидят:

Как капуста, сыпь слоится,

Парень выйти-то стыдится…

У Маланьи помер сын,

Лишь родился на неделе

— Пузыри пошли на теле.

А Орина… Ну дела!

Вовсе мёртвым родила…

Остаётся только добавить, что победить эпидемию сифилиса совместными усилиями учёных, врачей и агитаторов в России удалось только к 30-м годам прошлого века.

«Чёрная смерть» от сусликов

Как уже было сказано, сифилис был не единственной напастью. В тяжёлые голодные и нищие годы Камышинский уезд накрывали брюшной и сыпной тиф, дизентерия, скарлатина, малярия, оспа. Смертность от них достигала весьма внушительных размеров. Например, в 1922 году в уезде на 2843 родившихся пришлось 3143 умерших! Во многих сёлах люди так ослабевали, что не находили даже сил захоронить как следует тела усопших (источник информации — Государственный архив Саратовской области).

Ежегодно фиксировались вспышки «чёрной смерти» — чумы, ведь голодные сельчане ловили и ели сусликов, заражённых этой болезнью. Подтвердить факт животного происхождения хвори тоже пришлось через смерть: после вскрытия степного суслика заболел лёгочной чумой и скончался врач И. А. Деминский. Потому грызунов стали массово уничтожать, распахивая поля, где они обитали, а на земские противочумные участки направили большие партии противочумной сыворотки.

Вот так было во времена минувшие. Сегодня, когда мы все ещё опасаемся подхватить коронавирус, мало что изменилось в плане спасения от быстро передающейся болезни. Не знаю, как насчёт водки с сулемой, но мытьё рук с мылом  после посещения общественных мест и карантин по-прежнему эффективны.  Берегите себя, будьте здоровы. 

Елена Кулыжкина.

Фото из открытых источников

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель