И по матушке, и трёхэтажным

Матерятся у нас все: главы и фермеры, учителя и артисты, женщины, мужчины и даже дети. Однажды подруга (очень приличная, воспитанная женщина) попросила меня убаюкать маленького сына, пока сама отлучилась по делам. Карапуз, совсем недавно научившийся говорить, мирно спал в кроватке, а потом вдруг открыл глаза и выдал такую похабную «конструкцию», какой я не слышала и в соседней сапожной мастерской.

В студенческие годы во время учёбы на филфаке самый горячий отклик у моих одногруппников получило занятие по обсценной (так красиво по-научному называется непечатная брань, сквернословие) лексике. Будущие педагоги и журналисты с увлечением рылись в справочниках, подбирали поэмы, сказки, частушки, построенные на «русском матерном». Затаив дыхание, все ждали, как же обожаемый профессор словесности, человек тончайшей душевной организации, будет погружать нас в пучину низших слоёв языка…Что же получается, мат – это тоже особенность русской национальной жизни и нам без него — ну никак?

Интересно, что официально основных матерных слов разными учёными насчитывается от четырёх до семи, а вот производных от них – целое море, накрывающее своими волнами абсолютно все сферы человеческой деятельности. Во время встреч и бесед с интересными людьми корреспондентам приходится услышать всякое. Но если в печатных изданиях, придерживающихся в основном публицистического стиля, всё просто – перефразировал крепкое словцо, да и дело с концом, то коллегам, выпускающим телевизионные или радиоэфиры, рискованнее нарваться на наказание. Дело в том, что отслеживанием матерных выражений в прессе занимается строгое ведомство Роскомнадзор. Оно признаёт недопустимыми для употребления в СМИ тоже лишь четыре слова, обозначающих половые органы, то, чем взрослые занимаются за закрытыми дверями да «народное» название женщины лёгкого поведения.  При всём при этом привлечь к ответственности могут и за не сказанное, а лишь имеющееся в виду нецензурное слово. Например, если выпущено в свет неоднозначное стихотворение, в котором есть изменённая, вполне литературная на первый взгляд фраза, но по рифме на её месте само собой в уме рождается ругательство.

От мала до велика

Наверное, каждый не раз слышал, что в деревне матом не ругаются, им разговаривают. Это вовсе не значит, что русскую речь исковеркали и испохабили сельские жители. Родом-то все изначально, с древних времён, из небольших поселений. Матерные слова в далёком прошлом были не просто ругательствами, а мощными оберегами от злых духов. Недаром журналист и политический деятель Григорий Ландау писал: «Изучение ругательств народов – хороший путь к постижению их святынь». Просто так, для связки слов, никто не сквернословил,  «грязный» язык считался признаком невоспитанности.  Великие Пушкин, Толстой, Некрасов, Маяковский, Ахматова к мату хоть и относились лояльно, рассматривая его как средство художественной выразительности, но знали границы и в обществе, при детях, всегда выражались  корректно.  

Прошли века, изменилась жизнь и вместе с ней смысл многих слов. Только по-прежнему мы слышим поток нецензурщины и от бабушки-божьего одуванчика, и от вихрастого первоклассника, и с различных Интернет-площадок. Почему? А давайте спросим у жителей района, пусть они сами расскажут, зачем в словарном запасе столько выражений «по матушке».

Люди говорят

Михаил, руководящий работник:

— Я не считаю мат хорошим делом. Ребятишек, если услышу где, конечно же, ругаю, Но иногда матерюсь, чего уж там скрывать. Иногда это самый короткий способ донести до собеседника то, что хочешь ему внушить. Бывает и по-другому. Собираются люди, которым доверяю, свои в доску, с ними можно говорить откровенно обо всём, не сдерживаться. Они не поймут неправильно и не осудят. Знаете, как особая степень близости, что ли.

Марина, студентка:

— В моей семье никто не матерится, и я тоже не ругалась. А когда поступила в институт, то попала в окружение, где многие однокурсники используют матерные слова просто для связки слов, чтобы смешнее было, или из желания казаться круче. Теперь и у меня проскакивают короткие «связки».  Думаю, всё зависит от ситуации и от окружения – оно диктует манеру общения.

Антон, ученик 10 класса:

—  Нет, не матерюсь, и никто вокруг не матерится. Мне всё равно, какие слова употребляют другие. Пусть как хотят – если нравится, то почему нет. Лично для меня мат неприемлем.

Алексей, военнослужащий:

— Мат на гражданке и в военной обстановке – вещи абсолютно разные.  Бывают обстоятельства, когда счёт идёт на секунды, а литературные выражения по длительности гораздо больше времени занимают. Враги солдата и пристрелить могут, пока командир будет миндальничать.

Екатерина, учительница:

—  Уверена, от каждого из нас зависит, будет ли дальше опошляться русский язык. Он богат и разнообразен настолько, что способен выразить самые разные чувства благопристойными словами. Нужно повышать своё образование и взращивать лучшие качества души, а не принижать их пошлостью. В моём круге общения никто нецензурно не ругается. Если находятся такие, кто позволяет выражаться в присутствии женщины, вежливо прошу этого не делать . А что касается разных набирающих популярность словарей русского мата, песен с бранными словами, передач, где через слово «запикивания», то к ним я тоже отношусь отрицательно. Далеко не полностью изучена история русского литературного языка, не исчерпаны его ёмкие возможности. Зачем же бросаться в крайности?

Отец Александр, православный священник:

– Конечно, не секрет то, что, к сожалению, у нас матерятся и стар и млад. Это неправильно. Нецензурные выражения –  яркий показатель того, кем каждый из нас является на самом деле. Не зря говорят: что на уме, то и на языке. То есть если внутри черно и бесстыдно, наружу красиво и грамотно не выплеснется. Мат разрушает человека как душевно, так и телесно, вовлекает его во грех, что в итоге может закончиться весьма плачевно.

Елена Кулыжкина

Фото из открытых источников

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель