Химик из Умёта

В прошлом году рабочая тропинка привела меня к знакомству с директором Умётовского Дома культуры Еленой Юрченко. От неё, горячо любившей село,  услышала, что маленький уголок Волгоградской области является малой родиной прославленного химика Августа Горста. Елены Ивановны уже нет на этом свете, а зароненное ею любопытство узнать больше, каким был наш известный земляк, осталось. Найденными в архивах материалами сегодня делюсь с вами, уважаемые читатели.

В самую «макушку лета» 1889 года, 16 июля, в крестьянской семье немецкой колонии Розенберг (ныне Умёт) родился мальчик Август. В многодетном роду, — пятеро мальчиков и девочка, — он был четвёртым сыном. По воспоминаниям современников, рос  смышлёным, трудолюбивым и весёлым. Если что задумывал, на полпути не останавливался — обязательно добивался, чего бы ему это ни стоило. Начинал раз, и другой, и третий, до тех пор, пока не находил способ преодолеть трудности.   Его отец, во время службы в армии научившийся фельдшерскому ремеслу, мечтал, чтобы сын получил высшее образование и стал учёным агрономом. Но у маленького Августа были на жизнь свои собственные планы. После окончания школы он поступил в Камышинское реальное училище.

«Реалист» и его учителя

Студентам преподавали там науки не на пальцах, а, используя множество приборов и пособий, организовывая интересные практические работы по физике и химии, прививая вкус к «живым» русскому, французскому, немецкому языкам. Через много лет, достигнув профессорских высот, Август Георгиевич об учителях «реалки» напишет такие строки: «В.А. Юратов дал мне хорошие знания по математике, я с благодарностью вспоминаю о нем. Помню фамилии других педагогов – С.Д. Морозова, Ф.А. Зимина, В.П. Иванова («…когда он рассказывал об исторических событиях, весь класс замирал и слушал его замечательные лекции), Бурцева («…он выписывал английскую газету «Times»). Названные педагоги ярко отразились в моей памяти. Они составляли основной костяк Камышинского реального училища, обеспечивая ему хорошую славу». Получив таким образом приличный научный старт, дальше наш земляк продолжил грызть гранит наук на химическом отделении Харьковского технологического института.

От природы Август был наделён незаурядными способностями, впоследствии развитыми талантливыми педагогами. Но жить ему было тяжеловато, потому что одними дарованиями, будь ты хоть семи пядей во лбу, сыт не будешь. Да и дома мать с отцом тоже бедствовали. Поэтому парень пробавлялся частными уроками и искал ещё какую-то подработку. С нею помог профессор органической химии Иван Осипов, ценивший юношу и видевший в нём будущее светило науки. Профессор когда-то работал в Сорбонне, бывал в Амстердаме, Брюсселе, Тифлисе. У него имелась возможность отдать должное уровню коллег и смекнуть, что свои, пока ещё не оперившиеся студенты, вполне могут им соответствовать. Осипов добился для молодого Горста должности руководителя практических занятий по элементарному органическому анализу с зарплатой в 40 рублей в месяц. На эти деньги Август питался, одевался, да ещё и домой умудрялся сколько-то привозить, когда на каникулах отправлялся в Розенберг. Казалось бы, всё прекрасно устроилось, но успешная учёба была прервана мобилизацией на военную службу, откуда, как ни парадоксально, Август Георгиевич сделает первые шаги к своей славе.       

Умётовец – против Нобелевского лауреата

Грянула Первая мировая война. Талантливый немецкий химик Фриц Габер разработал и запустил механизм применения отравляющих газов. Он догадался, что если добавить к аммиаку ядовитый и дешёвый хлор, который из-за высокой плотности стелется низко над землёй, то у попавших в область распространения этой адской смеси людей возникнет отёк слизистых оболочек. Затем наступят удушье и смерть.  То есть у врагов немецкой нации просто не останется никаких шансов выжить. Габера не терзали сомнения, ведь по жизни он руководствовался патриотическим лозунгом «В мирное время учёный принадлежит миру, но во время войны он принадлежит своей стране». Он был поистине фанатиком, хотя даже его жена Клара – тоже химик, профессор, считала чудовищным травить людей, словно крыс. В ночь после пиршества, устроенного Габером в честь успешного применения химического оружия, женщина покончила жизнь самоубийством. Одержимого идеей принести пользу своей стране её супруга это не остановило. Наивысшее признание заслуг в виде Нобелевской премии пришло к нему через 3 года после трагедии, в 1918 году – за вклад в осуществление синтеза аммиака из составляющих его элементов.  

Наш земляк Август Горст во время армейской службы в чине прапорщика тоже попал под воздействие газовой атаки. Увидев в первый раз, как на него и его солдат движется ядовитое облако, он скомандовал всем снять портянки, хорошенько намочить их водой и обмотать головы. Противогазов ни у кого не было, но благодаря столь нехитрой защите большинство его подчинённых осталось в строю. Командование отозвало Горста с фронта и направило сначала в Химический комитет Главного артиллерийского управления, а оттуда – работать приёмщиком на Петроградский противогазовый завод.  Приёмщик из него вышел грамотный и творческий. Август Георгиевич выяснил, что у существовавших в России на тот момент противогазов есть существенный недостаток – их фильтры пропускают ядовитые «дымы», оказывающие слезоточивый и чихательный эффекты. Стал думать, как исправить дело, проводил опыты. В результате изобрёл новую конструкцию фильтра и спас тем самым миллионы жизней. О значимости модернизации Горста известный профессор Леонид Смирнов позже напишет так: «Важность работы, проведённой А.Г. Горстом для армии России, была огромна. Дело в том, что потери от применения немцами боевых отравляющих веществ для армий союзников (Антанты) были очень велики. Сообщалось, что с июля 1917 г. по ноябрь 1918 г. только в английской армии было выведено из строя более 60 тысяч человек. А скольким же русским солдатам спасли жизнь противогазы, принятые от завода А. Горстом и снабжённые его фильтром, учёту не поддаётся».

Густик и Лёлик

Любимой химии Август Горст посвятит всю оставшуюся жизнь. Разработает технологию взрывчатых веществ, попадёт по ложному доносу под репрессии, будет осуждён на 10 лет тюрьмы, но выпущен досрочно и реабилитирован. Станет преподавать в вузах и щедро делиться своими знаниями со студентами. Как он выдержит нелёгкие испытания, выпавшие на его долю? Возможно, во многом благодаря поддержке своей жены Ольги, которую он ласково называл Лёликом. Она его в отсутствии чужих ушей – Густиком.

Ольга Петровна по образованию была врачом-гинекологом, а по призванию идеальной женщиной, обеспечившей супругу необходимые для работы условия. Знала, что без науки ему, как без воздуха, жизни не будет. Терпела творческий беспорядок и абсолютную его беспомощность в быту. Воспитывала общую дочь Евгению (к сожалению, та, умница и красавица, скончалась молодой, в 43 года). После ареста в 1931 году и допроса на Лубянке Горст уже стоял в шеренге таких же обречённых на отправку в Воркуту. Но вдруг его вернули обратно. Оказалось, Ольга, лечившая кремлёвских жён, выхлопотала «наверху» послабление участи мужа. Хотя впоследствии у него будет ещё много неприятностей из-за судимости, вместе они преодолеют и их.      

Парадокс, но у уроженца Умёта Августа Георгиевича Горста, внёсшего неоценимый вклад  в оборонную промышленность нашей страны, кроме звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР  не было ни одной медали, ни одной правительственной награды. Всё, что случилось, – это огромная любовь: к химии, к жене и дочери, к своим студентам, которые между собой звали его Патриархом. Это светлое чувство сделало его непростую жизнь осмысленной и счастливой.

Елена Кулыжкина

Фото из открытых источников 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель