Подвиг лётчика Гомолко

Сталинградская битва — одно из самых масштабных и кровопролитных сражений Второй мировой войны. Двести дней и ночей напряжённых боёв. Пять разбитых армий противника.  Беспримерный героизм бойцов и командиров, которые, несмотря на численное превосходство врага, проявили отвагу. Один из таких Сталинграда — лётчик Борис Гомолко. О нём наш сегодняшний рассказ…

Борис Мефодиевич Гомолко родился на Украине в 1922 году, в городе Богодухове Харьковской области. Занятия в Харьковском аэроклубе помогли ему при поступлении в Армавирскую военную авиационную школу лётчиков.

21 июля 1942 года старший сержант Гомолко получил назначение в 520-й истребительный авиационный полк под командованием майоpa Чирвы. Базировался полк в посёлке Баланда Саратовской области.

5 сентября 1942 года 520-й ИАП направляется под Сталинград, чтобы войти в недавно созданную 16-ю воздушную армию, которая в составе Сталинградского фронта должна была оборонять подступы к городу. Главная задача — всеми силами удержать Сталинград и не допустить продвижения противника в сторону Камышина, не дать ему выйти к Волге.

В селе Вихлянцево 520 полк вошёл в состав 283-й ИАД. Командир дивизии полковник В. А. Китаев отдал приказ в течение двух дней прикрывать парами Камышин. 7 сентября поступило указание перебазироваться на аэродром села Алтухово, находившийся в 7 километрах от командного пункта 16-й ВА. Штаб командования на тот период располагался в центральной усадьбе совхоза «Сталинградский» (ныне посёлок Октябрьский Ольховского района Волгоградской области).

День 8 сентября 1942 года доподлинно сохранился в описаниях очевидцев и самих участников событий. «В 11:45 при подходе к аэродрому, — вспоминал С.Н. Чирва, —  я услышал о приближении самолётов противника. Я невольно посмотрел вверх и увидел над собой группу бомбардировщиков, шедших нам навстречу, всего десять Хе-111». Бомбардировщики шли бомбить важный железнодорожный узел и город Камышин.

Неожиданное столкновение с противником требовало молниеносного решения. Немецкие бомбардировщики не выдержали смелого натиска и, потеряв боевой порядок, разбрелись по одному.

Благодаря степной местности и чистому небу, когда вся округа хорошо просматривается на много километров, за воздушным боем следили все, включая командование 16-й ВА. Не дойдя до Камышина, противник повернул на юго-запад, пытаясь спрятаться в разорванной облачности. Манёвр оказался не особо удачным. Сбитый старшим сержантом Гомолко Хе-111 рухнул на землю в районе села Таловка. Израсходовав в последующих атаках боеприпасы, Борис пошёл на таран. Винтом своего самолёта (заводской номер 4690) он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, упавшему в 5 — 6 километрах северо-западнее Таловки, после чего покинул неуправляемый истребитель. Немцы из протараненного самолёта тоже выпрыгнули, воспользовались парашютами. Но Борису удалось раньше приземлиться, отстегнуть парашют и взять их в плен. (Из донесения от 08.09.1942 г. за подписью майора Захарова из 512-го ИАП:

— Состояние протараненного экипажа: один разбился вместе с самолётом, второй застрелен ст. сержантом Гомолко, третий взят в плен, четвёртый — скрылся в неизвестном направлении.

Однако далеко скрыться немецкому лётчику не удалось.)

Ещё одна интересная деталь: гвардии майор авиации А. А. Какадий, в те годы старший сержант, служивший вместе с Гомолко во второй эскадрилье, уже после войны в своих воспоминаниях о боевом пути 283-й ИАД запишет: «Самолёт, после того, как его покинул сержант Гомолко, не разбился, а тихо и плавно спланировал в степь. После посадки эскадрильи оказалась пустой стоянка пилота Б. М. Гомолко. А ближе к вечеру видим такую картину: едет автомобиль ЗИС-5, хвостом к кабине, в его кузове, привязан самолёт Як-1, а впереди машины идёт сержант Гомолко и ведёт пленных немецких лётчиков».

В штабе авиаполка немцев допросили. Фронтовой корреспондент газеты «Красная Звезда» Н.Н. Денисов в книге «1418 дней фронтового корреспондента» вспоминает: «Мы присутствовали на допросе одного из этих лётчиков — обер-лейтенанта…  рыжий детина с мясистым лицом и бегающими водянистыми глазами. Он сказал: «Мы не думали, что русские будут так упорны». И было чему удивляться! За 20 минут воздушного боя из 10 вражеских бомбардировщиков было сбито 5 самолетов, 2 из которых сбил 20-летний сержант Гомолко, и несколько пленных лётчиков. Наши истребители потерь не имели.

Тем же вечером в полк приехали представители командования 16-й ВА. Отличившимся лётчикам вручали правительственные награды и, по воспоминаниям А. Какадия, именное огнестрельное оружие.

Старшему сержанту Б. М. Гомолко «за храбрость, стойкость, мужество и героизм», Приказом № 247 от 10.09.1942 г. за подписью генерал-лейтенанта авиации А. А. Новикова присвоили внеочередное звание лейтенанта. Через несколько дней приказом по войскам Сталинградского фронта № 24/н от 13.09.1942 г. Гомолко был награждён орденом Ленина.

Надо отметить, что командование полка и дивизии представляли Бориса к званию Героя Советского Союза, но командующий 16-й ВА генерал-майор П. С. Степанов в заключение написал представление к награде ордену Ленина. Такое решение объясняется тем, что право награждать орденом Ленина во время боевых действий было предоставлено военным советам, а позже и командирам дивизий. Для присвоения звания Героя Советского Союза требовалось решение Президиума Верховного Совета СССР, и до вручения награды мог пройти не один месяц, тогда как воздушная победа и награждение Гомолко имели большое значение для всей 16-й ВА.

После своего первого и столь удачного боя Борис Гомолко несколько дней провёл в лазарете, видимо, сказались последствия тарана. На службу он заступил уже в новой должности командира звена. Успешные боевые вылеты продолжались. Из донесения лейтенанта Н.В. Харитонова: «21.09.1942 г. самолёт противника Me-109 в 9:00 в районе 5 км юго-западнее Котлубани сбит лётчиками 520-го ИАП лейтенантами Гомолко и Харитоновым». Спустя 2 дня 23 сентября в 11 часов 45 минут в районе слияния Дона и Иловли Гомолко в группе с 3-мя лётчиками 512-го ИАП в воздушном бою сбили ещё один вражеский самолёт Хе-111.

Жизненный путь молодого лейтенанта оборвался под Сталинградом 24 сентября 1942 года. Выполняя боевое задание совместно с лётчиками 563-го ИАП, Борис столкнулся с отрядом из 20 немецких истребителей Ме-109. В воздушном сражении Гомолко был тяжело ранен, но сумел посадить свой самолёт в степи в районе села Александровка. К месту приземления была послана машина, и лётчика привезли в госпиталь ещё живым, но спасти его не удалось. Похоронили Бориса Гомолко в Алтухово — у дома, где располагалась санитарная часть. По воспоминаниям сослуживцев, на похороны приезжали родители Бориса, жившие в эвакуации в Свердловске.

В 1975 году местный краевед Василий Дмитриевич Белоусов отыскал захоронения бойцов Сталинградской битвы. Нашёл он и могилу Бориса Гомолко. От хутора Алтухово к тому времени почти ничего не осталось. После раскопок останки лётчика вместе с другими бойцами были торжественно перезахоронены в братской могиле у памятника погибшим советским воинам в посёлке Октябрьском Ольховского района Волгоградской области.

Подвиг Бориса Гомолко навсегда стал образцом мужества и бесстрашия, открыв череду славных побед 520-го полка и приблизив общую Победу.

Ольга Дмитренко, старший научный сотрудник Камышинского историко-краеведческого музея

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Подвиг лётчика Гомолко”

  1. Юрий:

    Статья скопирована с журнала «Авиация и космонавтика» сентябрь 2012г. автор Коток Елена и называлась «Подвиг лётчика Бориса Гомолко». Старшему научному сотруднику музея не пристало приписывать себе чужую работу без указания первоисточника.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель