Подвиг лётчика Гомолко

Сталинградская битва — одно из самых масштабных и кровопролитных сражений Второй мировой войны. Двести дней и ночей напряжённых боёв. Пять разбитых армий противника.  Беспримерный героизм бойцов и командиров, которые, несмотря на численное превосходство врага, проявили отвагу. Один из таких Сталинграда — лётчик Борис Гомолко. О нём наш сегодняшний рассказ…

Борис Мефодиевич Гомолко родился на Украине в 1922 году, в городе Богодухове Харьковской области. Занятия в Харьковском аэроклубе помогли ему при поступлении в Армавирскую военную авиационную школу лётчиков.

21 июля 1942 года старший сержант Гомолко получил назначение в 520-й истребительный авиационный полк под командованием майоpa Чирвы. Базировался полк в посёлке Баланда Саратовской области.

5 сентября 1942 года 520-й ИАП направляется под Сталинград, чтобы войти в недавно созданную 16-ю воздушную армию, которая в составе Сталинградского фронта должна была оборонять подступы к городу. Главная задача — всеми силами удержать Сталинград и не допустить продвижения противника в сторону Камышина, не дать ему выйти к Волге.

В селе Вихлянцево 520 полк вошёл в состав 283-й ИАД. Командир дивизии полковник В. А. Китаев отдал приказ в течение двух дней прикрывать парами Камышин. 7 сентября поступило указание перебазироваться на аэродром села Алтухово, находившийся в 7 километрах от командного пункта 16-й ВА. Штаб командования на тот период располагался в центральной усадьбе совхоза «Сталинградский» (ныне посёлок Октябрьский Ольховского района Волгоградской области).

День 8 сентября 1942 года доподлинно сохранился в описаниях очевидцев и самих участников событий. «В 11:45 при подходе к аэродрому, — вспоминал С.Н. Чирва, —  я услышал о приближении самолётов противника. Я невольно посмотрел вверх и увидел над собой группу бомбардировщиков, шедших нам навстречу, всего десять Хе-111». Бомбардировщики шли бомбить важный железнодорожный узел и город Камышин.

Неожиданное столкновение с противником требовало молниеносного решения. Немецкие бомбардировщики не выдержали смелого натиска и, потеряв боевой порядок, разбрелись по одному.

Благодаря степной местности и чистому небу, когда вся округа хорошо просматривается на много километров, за воздушным боем следили все, включая командование 16-й ВА. Не дойдя до Камышина, противник повернул на юго-запад, пытаясь спрятаться в разорванной облачности. Манёвр оказался не особо удачным. Сбитый старшим сержантом Гомолко Хе-111 рухнул на землю в районе села Таловка. Израсходовав в последующих атаках боеприпасы, Борис пошёл на таран. Винтом своего самолёта (заводской номер 4690) он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, упавшему в 5 — 6 километрах северо-западнее Таловки, после чего покинул неуправляемый истребитель. Немцы из протараненного самолёта тоже выпрыгнули, воспользовались парашютами. Но Борису удалось раньше приземлиться, отстегнуть парашют и взять их в плен. (Из донесения от 08.09.1942 г. за подписью майора Захарова из 512-го ИАП:

— Состояние протараненного экипажа: один разбился вместе с самолётом, второй застрелен ст. сержантом Гомолко, третий взят в плен, четвёртый — скрылся в неизвестном направлении.

Однако далеко скрыться немецкому лётчику не удалось.)

Ещё одна интересная деталь: гвардии майор авиации А. А. Какадий, в те годы старший сержант, служивший вместе с Гомолко во второй эскадрилье, уже после войны в своих воспоминаниях о боевом пути 283-й ИАД запишет: «Самолёт, после того, как его покинул сержант Гомолко, не разбился, а тихо и плавно спланировал в степь. После посадки эскадрильи оказалась пустой стоянка пилота Б. М. Гомолко. А ближе к вечеру видим такую картину: едет автомобиль ЗИС-5, хвостом к кабине, в его кузове, привязан самолёт Як-1, а впереди машины идёт сержант Гомолко и ведёт пленных немецких лётчиков».

В штабе авиаполка немцев допросили. Фронтовой корреспондент газеты «Красная Звезда» Н.Н. Денисов в книге «1418 дней фронтового корреспондента» вспоминает: «Мы присутствовали на допросе одного из этих лётчиков — обер-лейтенанта…  рыжий детина с мясистым лицом и бегающими водянистыми глазами. Он сказал: «Мы не думали, что русские будут так упорны». И было чему удивляться! За 20 минут воздушного боя из 10 вражеских бомбардировщиков было сбито 5 самолетов, 2 из которых сбил 20-летний сержант Гомолко, и несколько пленных лётчиков. Наши истребители потерь не имели.

Тем же вечером в полк приехали представители командования 16-й ВА. Отличившимся лётчикам вручали правительственные награды и, по воспоминаниям А. Какадия, именное огнестрельное оружие.

Старшему сержанту Б. М. Гомолко «за храбрость, стойкость, мужество и героизм», Приказом № 247 от 10.09.1942 г. за подписью генерал-лейтенанта авиации А. А. Новикова присвоили внеочередное звание лейтенанта. Через несколько дней приказом по войскам Сталинградского фронта № 24/н от 13.09.1942 г. Гомолко был награждён орденом Ленина.

Надо отметить, что командование полка и дивизии представляли Бориса к званию Героя Советского Союза, но командующий 16-й ВА генерал-майор П. С. Степанов в заключение написал представление к награде ордену Ленина. Такое решение объясняется тем, что право награждать орденом Ленина во время боевых действий было предоставлено военным советам, а позже и командирам дивизий. Для присвоения звания Героя Советского Союза требовалось решение Президиума Верховного Совета СССР, и до вручения награды мог пройти не один месяц, тогда как воздушная победа и награждение Гомолко имели большое значение для всей 16-й ВА.

После своего первого и столь удачного боя Борис Гомолко несколько дней провёл в лазарете, видимо, сказались последствия тарана. На службу он заступил уже в новой должности командира звена. Успешные боевые вылеты продолжались. Из донесения лейтенанта Н.В. Харитонова: «21.09.1942 г. самолёт противника Me-109 в 9:00 в районе 5 км юго-западнее Котлубани сбит лётчиками 520-го ИАП лейтенантами Гомолко и Харитоновым». Спустя 2 дня 23 сентября в 11 часов 45 минут в районе слияния Дона и Иловли Гомолко в группе с 3-мя лётчиками 512-го ИАП в воздушном бою сбили ещё один вражеский самолёт Хе-111.

Жизненный путь молодого лейтенанта оборвался под Сталинградом 24 сентября 1942 года. Выполняя боевое задание совместно с лётчиками 563-го ИАП, Борис столкнулся с отрядом из 20 немецких истребителей Ме-109. В воздушном сражении Гомолко был тяжело ранен, но сумел посадить свой самолёт в степи в районе села Александровка. К месту приземления была послана машина, и лётчика привезли в госпиталь ещё живым, но спасти его не удалось. Похоронили Бориса Гомолко в Алтухово — у дома, где располагалась санитарная часть. По воспоминаниям сослуживцев, на похороны приезжали родители Бориса, жившие в эвакуации в Свердловске.

В 1975 году местный краевед Василий Дмитриевич Белоусов отыскал захоронения бойцов Сталинградской битвы. Нашёл он и могилу Бориса Гомолко. От хутора Алтухово к тому времени почти ничего не осталось. После раскопок останки лётчика вместе с другими бойцами были торжественно перезахоронены в братской могиле у памятника погибшим советским воинам в посёлке Октябрьском Ольховского района Волгоградской области.

Подвиг Бориса Гомолко навсегда стал образцом мужества и бесстрашия, открыв череду славных побед 520-го полка и приблизив общую Победу.

Ольга Дмитренко, старший научный сотрудник Камышинского историко-краеведческого музея

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Подвиг лётчика Гомолко”

  1. Юрий:

    Статья скопирована с журнала «Авиация и космонавтика» сентябрь 2012г. автор Коток Елена и называлась «Подвиг лётчика Бориса Гомолко». Старшему научному сотруднику музея не пристало приписывать себе чужую работу без указания первоисточника.

Оставить комментарий к записи Юрий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель