Повышение доступности инклюзивного образования и увеличение количества воспитанников специализированных социальных учреждений, получающих образовательные услуги в детских садах и школах, стало темой круглого стола, прошедшего на прошлой неделе в Детском доме-интернате Петрова Вала.
В расширенной встрече приняли участие заместитель председателя комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Марина Тетерук, начальник отдела детских учреждений и социальной реабилитации несовершеннолетних комитета социальной защиты населения Волгоградской области Татьяна Ситарская, заместитель главы Камышинского района по социальным вопросам Наталия Авдеева, председатель комитета образования района Андрей Байрачный, а также руководители и специалисты Петроввальского дома-интерната и Котовской школы-интерната.
Внедрение современных технологий социализации и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся к приоритетным направлениям политики региона в области здравоохранения, образования и социальной защиты. Задачу обеспечить поэтапное повышение доступности инклюзивного образования поставил губернатор Андрей Бочаров.
Одним из муниципалитетов, где реализуются программы поддержки детей с ОВЗ, стал Камышинский район, на территории которого расположены Петроввальский дом-интернат и филиал Котовской школы-интерната.
В ходе заседания круглого стола, прошедшего здесь на минувшей неделе, Татьяна Ситарская напомнила, что в настоящее время идёт выработка дорожной карты, которая обеспечит реализацию поставленных задач.
— Позиция комитета социальной защиты населения такова, чтобы все дети, за исключением отделений милосердия, имели возможность обучаться за пределами учреждений, — подчеркнула Татьяна Ситарская.
Сегодня детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности, в Волгоградской области 7,5 тысячи. Из них 48 % обучаются в условиях инклюзии, а 52% непосредственно в государственных учреждениях. Таким образом, развитие инклюзивного образования происходит при сохранении действующей сети коррекционных учреждений. Об этом в ходе заседания рассказала Марина Тетерук.
Как отметила Марина Анатольевна, развитие инклюзивного образования сегодня является предметом обсуждения всех уровней власти и общественных институтов, что обусловлено активной гражданской позицией родителей детей с ОВЗ, отстаивающих свои права на равенство в получении образовательных услуг.
— Это абсолютно правильно и достойно. А инклюзивная система уже приносит свои результаты, которые подтверждаются живыми примерами, — отметила зампредседателя комитета образования региона.
В качестве одного из таких Марина Тетерук привела выпускницу петроввальского дома-интерната Ирину К. Сегодня ей уже 36 лет, она кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике и планирует поступить в физакадемию, чтобы получить специальность тренера по паралимпийским видам спорта.
— Такие примеры, безусловно, вдохновляют. Каждый ребёнок имеет право получить свой шанс для того, чтобы быть успешным в жизни! И мы должны этому способствовать, реально помогать тем, кому это нужно, не опускаясь до формального подхода в обучении таких детей, — подчеркнула Марина Тетерук.
Сегодня в Камышинском районе услуги дошкольного образования получают 22 ребёнка-инвалида и 13 детей с ограниченными возможностями здоровья. В звене общего образования охват этих групп соответственно составляет 73 и 74 ребёнка. При этом 38 детей с ОВЗ обучаются в общих классах со сверстниками без ограничений по здоровью, 16 – находятся на домашнем обучении, а также создано 4 отдельных класса, в которых обучаются 20 ребят из дома-интерната. Помимо общего, 41 ребёнок с ОВЗ и 32 ребёнка-инвалида посещают кружки и секции дополнительного образования.
Специально для этого, в рамках исполнения муниципальных программ, для учреждений образования Камышинского района, осуществляющих услуги инклюзивного образования, выделяется финансирование на подготовку классных помещений, оснащение необходимым оборудованием и материалами.
Александр Германов