Не убеждайте, и так известно, что именно от первых учителей, в том числе и петроввальской школы № 7, зависит, как – по-доброму или тягостно – удержатся в памяти детские впечатления. Дело здесь не только в уроках. На холст коллективного портрета ложится целая палитра: общая эрудиция, понимание физиологических и возрастных особенностей ребят, умение разными способами создать для них, таких непохожих друг на друга, условия развития. По большому счёту, все усилия — для будущих поколений, и всё, порой даже личная жизнь педагогов, тесно связаны тоже с ними.
Школа в лицах
Лицо — одна из самых главных деталей любого портрета, важнейший центр коммуникации, в котором проецируются неповторимые человеческие особенности. Седьмой школе, где трудятся 11 учителей начальных классов (трое – в коррекционных, для ребятишек с глубокой умственной отсталостью), есть чем гордиться. С.В. Гайдак и Ю.В. Заитова — победители районного конкурса «Учитель года», а О.Н. Максимцева – его призёр. Почётной грамотой Министерства просвещения РФ награждены педагоги О.Н. Максимцева и Н.В. Алабина. Пять человек, преподающих детям разумное, доброе, вечное — выпускники этой же самой школы, хранители и продолжатели добрых традиций: С.Ю. Ищенко, В.В. Киселёва, О.Н. Максимцева, Е.В. Тихонова, Н.А. Шевченко.
Педагогический стаж сотрудников петроввальской «началки» разнообразен, и это хорошо. Ни один учебник не даст столько полезного, сколько отработавшие и испытавшие на себе все школьные метаморфозы за 35 лет Н.В. Алабина, за 34 года О.Н. Максимцева, за 33 – В.В. Киселёва, за 24 года С.В. Гайдак и за 23 – Ю.В. Заитова. У них чётко отлажены методики преподавания, им знакомы и ошибки, и счастливые моменты профессиональных находок. Безусловно, справятся с любыми сорванцами, качественно научат детей писать и считать их коллеги С.Ю. Ищенко — стаж педагогической работы 19 лет, В.А. Витько – 16 лет, Д.С. Тарасова – 15 лет и А.И. Зибарова -12. Слова их не расходятся с делом, мальчишки и девчонки на уроках работают в атмосфере уважения и поддержки. А у учителей Н.А. Шевченко и Е.В. Тихоновой за плечами пока только по 2 отработанных в школе года. Зато они близки к детям по свежести мировосприятия, ученики к ним доверчиво тянутся и счастливы поймать на себе ласковый взгляд. Среди учителей начальных классов 7-й школы с высшей квалификационной категорией – 3 человека, а с первой – 2.
Доминанта на пропорции
Без них, без пропорций, в жизни вообще никуда. Если не будут соблюдены соразмерность и гармоничность, любой портрет окажется неубедительным или вовсе уродливым. А чем точнее, правдивее отразишь все детали, тем ближе окажешься к реальности. И никто об этих деталях, пусть противоположных и спорных, лучше самих учителей не расскажет. Процитируем некоторые из характерных ответов учителей начального звена на наши вопросы:
— Расскажите о своих проблемах и успехах.
— Подопечные мои меня радуют. Люблю этот возраст! Они уже не малыши и ещё нет «вредного» переходного возраста. Мне не составило труда в работе перестроиться на современные образовательные стандарты. По-моему, сущность работы осталась та же, только поменялась терминология. В моём классе есть дети (3 ребёнка + 1 — ждём комиссию ) с лёгкой умственной отсталостью, обучающиеся по другим программам. Это то новое, что нужно принять. Очень сложно. Разные учебники, разные темы. Дети отвлекаются друг на друга при объяснении тем. А доплата при этом – мизерная! Но вижу, как ребятам комфортно обучаться по другому образовательному маршруту. Критерии оценивания – другие. Я за то, чтобы родители не мучили детей и себя; оформляли документы на психолого-медико-педагогическую комиссию.
— Действительно ли замена оценок в 1-м классе «звёздочками и флажками» избавляет детей от стрессов?
— Само начало обучения в школе есть стресс для ребёнка. Учёные выяснили, что поступление в школу приравнивается к стрессу организма космонавта, летящего в безвоздушное пространство. Мои рекомендации для родителей: проявлять ежедневный и ежечасный интерес к обучению детей, сотрудничать с учителями.
— Оцените, пожалуйста, как практик новые образовательные стандарты.
— Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребёнка становятся более наглядными.
— Хватает ли материальных и интеллектуальных ресурсов, чтобы достойно растить детей и не обидно ли бывает слышать, что «сельская школа фу-у-у»?
— На мой взгляд, и материальных, и интеллектуальных ресурсов для подрастающего поколения нашего города не хватает. Хотелось, чтобы побольше открывалось детских студий, кружков, спортзалов, чтобы подрастающее поколение не ходило без дела по улицам и ребята не собирались в подворотнях.
А вот другое мнение по этому же поводу.
— Мне сложно назвать нашу школу сельской. Я проработала три года в сельской малокомплектной школе, так что не понаслышке знаю, как она выглядит. Чтобы достойно учить подрастающее поколение, у нас есть сейчас всё, о чем 10 — 15 лет учителя и студенты могли только мечтать.
Когда жесты понятнее слов
Как известно, жесты при создании портретов важны для объективной характеристики персонажей, чтобы раскрыть их внутренний мир и выделить типические черты. Давайте присмотримся к нашим героиням. Вот одна из них, плавно склонив голову, со спокойной улыбкой наблюдает, как дети решают на уроке проблему. Другая на перемене играет в шашки с ребёнком. Ученик бьёт её фишки и высказывается: «Кажется, я Вас сейчас обрыгаю (перепутал буквы в словах – обыграю) . А она, дружески махнув рукой, смеётся так же озорно, как дети: «Ещё только этого мне для полного счастья не хватает!» Третья, сменив на празднике в День матери решительные учительские движения на романтические, с трепетом и гордостью отмечает — повзрослели вчерашние мальчишки, с поистине джентльменским достоинством пригласили на танец своих самых родных и любимых женщин: «Трогательно видеть эти детские глаза и глаза мам, которые светились счастьем и радостью». Четвёртая нежно обнимает свою дочку и мужа. Ребёнок уже привык, что мама с понедельника по пятницу не всегда с ней играет, зато в субботу и воскресенье знает, что она в её полном распоряжении. Ну а понимающий муж – тоже учитель, только в 56-й школе Петрова Вала. А кто же может лучше разобраться в ситуации и поддержать, если не коллега?
Современная жизнь меняется стремительно. Она непредсказуемая, противоречивая, очень импульсивная. Учителя всегда кому-то чего-то должны – презентовать, разработать, проверить, сдать. Порой им просто некогда пообедать, нет времени на себя. Точно одно — жизнь у них абсолютно не скучная. Пусть в ней будет как можно больше счастливых моментов.
Елена Кулыжкина
Фото: школа №7 г. Петров Вал