Не исчезнут ли в Волге «царь-рыбы»?

Рыбалка – занятие всесезонное. В любое время года одни селяне используют шанс посидеть с удочкой как способ дополнить семейную продуктовую корзину, другие отдыхают от нервотрёпки на работе или претензий сварливой супруги. Но насколько неисчерпаемы волжские богатства? В 2020-м году на речных просторах работала экспедиция экологов фонда «Без рек как без рук». Каждые два-три километра специалисты брали пробы, и впоследствии анализ показал, что на всём протяжении Волги вода  не соответствует нормативам. Также было установлено, что основными источниками загрязнения являются канализационные и ливневые стоки, а дополняет безрадостную картину наглость браконьеров. Это выводы учёных. Рыбаки из Камышинского района их тоже подтверждают.

Житель Воднобуерачного Владимир Живаев – рыбак с детства. Лет двенадцать было мальчику, когда впервые отец взял его с собой на Волгу. С тех пор зной ли, холод ли, дождь на дворе, — азарт всё пересиливает. Как заклинатель змей ждёт появления кобры из кувшина, так и терпеливый рыбак может часами выглядывать, когда с водной глади или из лунки покажется его удача. А она не всегда торопится плыть прямо в руки. Например, хитрые и осторожные лещи становятся трофеями, чаще всего, опытных рыбаков. Таких, как Владимир. Но рекордным для себя Живаев-старший (есть и младший – его сын Алексей, тоже рыбак) считает стокилограммового сома. В этом году, правда, им попался экземпляр поменьше, на пятьдесят четыре килограмма.

— Рыбалка – очень интересное занятие, — поддерживает отца Алексей. – Мне она тоже с мальства в душу запала. С возрастом стало интереснее ловить добычу покрупнее и ставить для себя рекорды по определённому виду рыб.  Крупных не так просто вываживать из воды. Когда сома, про которого уже было сказано, тащили, мы приложили немало усилий.

— А мелочёвку для кошек ловите?

— Да нет. Если попадается, отпускаем. Во-первых, популяции меньший урон. Во-вторых, нет смысла мелкую брать. Вот вырастет, тогда другое дело.   

Живаевы говорят, что на результативность ловли напрямую влияет правильное приготовление и использование прикормки. Её состав, консистенция, добавки очень важны. Если просто набросать на выбранное место мелкой прикормки, лещ, может, и подойдёт, да не задержится. Нужны крупные кормовые частицы, которых в общей массе должно содержаться процентов сорок. Есть у наших рыбаков и свой секрет: утверждают, что очень хорошо лещи откликаются на пряно-травяную добавку в виде… укропа.     

Также говорят наши земляки, что зимняя рыбалка – занятие довольно трудоёмкое. Попробуй побегай с пешнёй, чтобы набурить лунок! А ещё и снег нужно мести, если не хочешь потом его изнутри выгребать, и место для подручных материалов подготовить. Когда лёд достаточно тонок (как в нынешнем году – всего 25 – 30 сантиметров), нельзя забывать про меры предосторожности.

— Конечно, меньше рыбы стало в Волге, — отвечает на мой вопрос Владимир, — и дело здесь, уверен, не в рыбаках. Раньше их десятки раз больше было. Теперь занимаются, в основном, старые деды. А сетей сколько в прежние времена ставили рыбколхозы!  Считаю, что сейчас очень остро стоит экологическая проблема. Чего только нет в воде, начиная от бытового мусор и заканчивая ядовитыми промышленными стоками. От этого и гибнет рыба.

Дорастали до «монстров»

Владимир Дмитриевич Ерофеев живёт в Нижней Добринке, примерно в ста метрах от реки. Он тоже рыбак с младых ногтей. Селянин хорошо помнит послевоенные времена, когда хлеба у волжан не было, а тазы с чёрной икрой стояли. К кому, как не к нему, обратиться за комментариями?

Наслушавшись ещё в детстве легенд о том, что сом – это чёртов конь водяного, который поставляет речному хозяину утопленников, пристаю к собеседнику с вопросами о возможных размерах сомов и реально опасности. 

— В 1959 году мы с отцом выловили огромного сома. Одного только мяса в этом гиганте оказалось сто восемьдесят девять килограммов, а голову мы и не взвешивали, — отвечает Владимир Дмитриевич, и от приятных воспоминаний у него загораются глаза. – Чуть ли не с легковой автомобиль размером была эта голова. «Чудище» таскало нас по Волге от Сестрёнок до Камышина целых двенадцать часов. Трудно было с ним сдюжить!

— Знаю, что в старые времена казаки называли сомов речными злыднями. Это правда, что рыбы-монстры могут утопить тех, кто на них охотится?

— Да, на моей памяти был трагический случай. Один из знакомых намотал на руку снасти, чтобы крепче держать рыбину, а сом и утащил его на дно реки.

Но те времена остались в прошлом. «Травят рыбу, травят, — вздыхает селянин. – Пойдёшь по берегу прогуляться, глянешь – то пена какая-то по волнам качается, то чайки дохлые валяются. Много заморенных — и мальков, и взрослых особей. Раньше, бывало, как удочку закинешь, так густера донимает. Сейчас иначе… В минувшем году я только троих лещей выловил.

Последний раз ходил порыбачить позавчера. Берш и пять окуньков – вот и весь улов. Отдал кошке, она за милую душу слопала. И не знаю, как дальше будет. У меня сохранились ещё отцовские сомовники, но придётся ли их использовать – большой вопрос. Думаю, в наше водохранилище попадают сточные воды с фосфатами, нитратами и другими вредными веществами. В них вся беда».

Кроме всего сказанного выше, не секрет, что бытовые стоки, загрязняющие Волгу, — ещё и прекрасная среда для размножения летом сине-зелёных водорослей. На жаре они цветут особенно обильно и поглощают кислород. Это происходит в ущерб речным обитателям, которые просто-напросто задыхаются.

Влево сети, вправо сети

Ещё один заядлый рыбак Иван Пьянков живёт в Камышине, но при любой возможности приезжает с женой и детьми в Антиповку – погостить у своих родителей, помочь им, а заодно и порыбачить. Сейчас, находясь в рабочей командировке в Уссурийске, он скучает по любимому занятию. В свободную минутку сфотографировал замёрзший залив, на ледяной глади которого собрат-рыбак ловил навагу (эта рыба нагуливается  с декабря по февраль, как раз сейчас в бухтах её много). Но мыслями Иван всё равно дома, где под Антиповкой добывал бершей, бычков, судаков, лещей, сомов, окуней и жерехов. Рыболовецким рекордом прошлого года для него стала щука весом более восьми килограммов. С гордостью вёз добычу домой, и его жена Лена, рукодельница и умелица, готовила из рыбы такие шикарные блюда, что просто пальчики оближешь.

На вопрос, не оскудело ли, по его мнению, рыбное поголовье, Иван отвечает: «Да, обеднение волжских запасов налицо. В этом, кроме экологии, виноваты промышленный перелов и браконьерство. Когда плывешь на лодке по Волге в окрестностях Антиповки, чуть ли не каждые пятьсот метров натыкаешься на сети. Река загорожена ими вдоль и поперёк. Бесконтрольно, по моему мнению, уничтожают всяких – и крупных рыб, и таких, которым ещё бы расти и расти».  

Какая рыба в радость гурманам?

О вкусовых качествах выловленных ими даров Волги селяне и петроввальцы отзываются по-разному. Одним балык из крупного сома – отменный деликатес. Другие больше любят небольших карасиков: «Они прожариваются так, что косточки есть можно». Третьи возражают:  «Нет лучше копчёного леща. Получается сочным, «с дымком». Раз попробуешь – потом за уши не оттянешь». Четвёртые делают поистине праздничное блюдо из окуня, запечённого в духовке. Пятые хвалят нежный вкус судака в кляре. Шестые предпочитают рыбку гриль. И так далее, и тому подобное.

Лишь бы было из кого готовить… А то не ровён час, наши внуки только по картинкам будут знать не только редких сейчас осетров и белуг, но и обычных карасей.

Елена Кулыжкина

Фото из семейных архивов героев

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель