Три фото из семейного альбома

Слегка потёртые увесистые фотоальбомы хранятся во многих сельских семьях. На их видавших виды листах с фигурными прорезями – снимки, запечатлевшие мгновения жизни трёх, четырёх, может быть, более поколений. Причём имеющих разные связи: русские, украинские, польские, немецкие. Это настоящая ценность, водрузив которую на колени, можно с увлечением окунуться в прошлое.   

«История складывается не только из великих битв и эпохальных событий, — считает жительница Воднобуерачного Вера Антоновна Макаревич. – Она формируется из ежедневного смеха и слёз, переживаний и радостей, смены нарядов и причёсок, обретений единомышленников и потерь тех, в ком души не чаял. Каждый человек – это тоже «кирпичик» истории. Моей маме, Тамаре Ивановне Макаревич, в этом году исполнилось бы сто лет. Она родила шестнадцать детей, была доброй, заботливой, любящей. Давайте мы, нынешние, считающие уже трёх ребятишек в семье многодетностью, вместе заглянём в семейную фотолетопись и познакомимся с уникальными кадрами».

Бабушка из благородных

Туфли на каблуках, платье почти в пол, нитка жемчуга на шее – такой мы видим на старинном снимке бабушку нашей землячки. Она сидит, слегка опершись рукой на резной подлокотник козетки. Была, кое-где и сейчас встречается такая мебель с романтичной подоплёкой — вроде маленького диванчика, на котором пара размещается лишь бочком, зато поближе друг к другу. Рядом стоит стройный франт в костюме, из-под которого выглядывает накрахмаленный воротничок-стойка. В те времена считались модными съёмные воротнички. Они были чрезвычайно жёсткими и, хотя красиво выглядели, доставляли своим владельцам массу неудобств. Плюсы, впрочем, тоже имелись: можно было пристегнуть такой воротничок не только к однотонной, но и к цветной рубашке, чем создать иллюзию весьма разнообразного гардероба. 

Фотография подписана: «Плеханова (Сутягина) Елизавета Ивановна и Плеханов Иван Михайлович». Это дедушка и бабушка Веры Макаревич по материнской линии. Елизавета Ивановна, как рассказывали Вере старшие родственники, училась в институте благородных девиц. Доподлинно не известно, к какому сословию она принадлежала. «Кто её знает, тогда же не принято было, иногда даже опасно для жизни распространяться о не пролетарском происхождении, — взволнованно говорит Вера Антоновна. — Но простолюдинок в воспитанницы не брали, и братья её работали мастерами на оружейном заводе – значит, были достаточно образованными людьми».

Елизавета Ивановна на фотографии выглядит в лучших традициях, привитых институткам. Кажется, что все мирские страсти бушуют где-то далеко от этой женщины. А она, спокойная, грациозная, с аккуратной причёской – образец хорошей жены, которая способна поддержать культурный разговор, рукодельницы и замечательной хозяйки.

«Именно бабушка научила маму делать цветы из жатой бумаги: изящные розы, ландыши, георгины. В начале двадцатого века такие изготавливались для украшения интерьера и на бутоньерки. Позже это умение пригодилось маме в наших краях, когда целое поколение выживало как могло и искусственные цветы делали на продажу», — продолжила рассказ наша собеседница.

Интересно, что российские основатели высших учебных заведений для женщин ставили своей целью  «дать государству образованных женщин, полезных членов семьи и общества». Так и получилось с Елизаветой Ивановной, только при другой власти – советской. Она работала учительницей, затем директором школы. Когда дочке исполнилось всего три года, ушёл в мир иной её супруг.  Осиротевшая семья пережила много лишений: голод и холод, войну и разруху.

Родители-целинники

«Отчизне выдаст целина мильоны центнеров зерна!» — такой лозунг можно было прочитать на плакатах середины 60-х годов. Добровольно и самоотверженно на государство вкалывали не только хлеборобы, но и трактористы, токари, строители, учётчики, заправщики горючего. В 1953 году поднимать поволжскую целину приехали с Украины, откуда родом отец, и родители Веры Макаревич, Антон Францевич и Тамара Ивановна.  Нам не понять, а в то время было нормой: мужчина, работавший ранее поваром в ресторане и считавшийся мастером на всякие изысканные блюда, заартачился. Он решил не искать лёгких путей: «Борщ и картошку любая женщина сготовит. Я не пойду в столовую, буду лучше скотником». Под стать ему была и жена.  Тамара Ивановна смогла успешно освоить не женскую профессию сварщика. На ферме в Воднобуерачном из больших листов она варила корыта для корма скотины.

Молодая семья постепенно разрасталась. Из рождённых шестнадцати детей четверо умерли ещё маленькими. Но восемь сыновей и четыре дочери росли дружными, работящими. Помогали родителям на ферме то телят выпоить, то скотину пасти. Жаловаться, что устали, никому из них в голову не приходило. Все знали, что человек должен трудиться, были приучены к работе. А в свободное время все вместе играли в лапту, догонялки, лото и домино. С отцом облазили все окрестные овраги – было интересно исследовать окружающий мир. По вечерам же частенько музицировали: глава семейства умел играть на гитаре и балалайке, остальные подпевали под его мелодии. С тех самых пор Вера Антоновна впитала любовь к народной песне – сейчас она выступает в составе воднобуераченского фольклорного ансамбля «Матаня». Про своего отца вспоминает многие удивительные вещи. Говорит, что он мог безошибочно определить, который час и какова температура воздуха:

— Для меня он вообще был волшебником. Однажды мы возвращались пешком со станции Овражной. Я ещё маленькая была и всё канючила, чтобы папа взял на ручки. А он посмеялся и сказал: «Вот если ты, доченька, ножками дойдёшь до во-он того леска, оттуда выскочит зайка. И представляете, косой действительно выбежал чуть ли не навстречу нам!

Фотографии с зайцем в семейном альбоме, конечно, нет. Но есть другая, не менее чудесная: сидят шестеро братьев, все примерно одного возраста, все в одинаковых матросских костюмчиках.

Где было их набраться простым людям в небогатое время? Конечно же, только сшить собственными руками. Тамара Ивановна вечерами просиживала, чтобы дети ходили в нарядных рубашках, брючках, кофточках и юбочках. А как обстирать такую «команду» – представляете? А наготовить на неё? Недаром Тамара Ивановна была награждена медалями Материнства» I и II степени, орденами «Материнская Слава» I, II и III степеней и орденом «Мать-героиня».

Многомамочка

Нельзя не показать и ещё одно фото из альбома Веры Макаревич. То самое, сделанное 22 марта 2002 года. Тогда на восьмидесятилетие мамы съехались все её двенадцать детей. Ради их счастливых глаз и довольных голосов она несла свой каждодневный подвиг любви и заботы. В каждом сыне – её сила, в каждой дочери – неиссякаемая нежность.

Земной путь каждого человека когда-нибудь заканчивается. 31 июля 2010 года ветер задул свечу и многомамы. А тепло от неё сохранится ещё долго, пока живы будут потомки:  двадцать внуков, тридцать четыре правнука, шесть праправнуков. Самой старшей внучке Тамары Ивановны в этом году исполнится 57 лет, самый маленький продолжатель рода появился на свет 23 декабря 2021 года.

Елена Кулыжкина.

Фото предоставлены Верой Макаревич

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель