Здоровые полноценно развитые дети ни часа не могут без игры, ведь это – их основной вид деятельности. Во что поиграть на каникулах с пользой для душевного развития? «В настольные игры», – советуют родители и учителя. Для взрослых вечер за шахматной доской – повод для дружеского общения и эмоционального обмена теплом, возможность проявить любовь, избавиться от чувства тревоги и страха, привести свой внутренний мир в гармонию. Для наших детей игра – это гораздо больше, чем просто приятный досуг. Не забава от скуки, а способ познания окружающего мира, инструмент детского мировоззрения и восприятия, философия детской жизни.
Пять с половиной тысяч лет – вот та длинная дистанция, на протяжении которой человечество играет в настольные игры. Может быть, подобные игры были и раньше, от
сотворения мира и человека в нём – но, увы, более ранних следов и артефактов не сохранилось.
Не будем сейчас говорить про ум, эрудицию, внимательность, хорошую ориентацию в пространстве, умение просчитывать ходы и предугадывать действия соперника,
быструю реакцию мышления и высокую скорость принятия решений, – безусловно, всё это отлично развивают настольные игры.
Игра хороша тем, что у ребенка есть право и на первую ошибку, и на ошибку вторую, и на попытку номер 10, и даже на новую партию, если эта вдруг не удалась. Это
имитация реальной действительности, где падения не приведут к катастрофе – где они игрушечные.
В реальной жизни многие вещи бывает не так-то просто изменить, исправить, «переиграть» заново.
Но ребенку для его внутреннего взросления и душевного возмужания важно понимать, что, пока мы живы, иногда случается ошибаться, и кое-что можно исправить.
Поэтому важно не отчаиваться и не сдаваться – а пытаться снова, не опуская руки. Получается, простая настольная игра учит душевной стойкости и выносливости.
Словом, учимся на ошибках безо всякого урона для психики и «детской репутации». Проиграл? Ничего, в следующий раз постараешься, и, может быть, выиграешь. Ситуации промахов и ошибок, которые ребенок проживает в игре, не кажутся для него такими трагическими. С помощью настольной игры он преодолевает синдром неудачника.
В Верхнегрязнухинской школе стало традицией в весенние каникулы проводить шашечный турнир «Цветная шашка» для младшего и среднего звена. На протяжении
многих лет мы используем раздаточный материал, сделанный своими руками. Победителя6ми турнира стали Гостев А., Иваницкий А. – 3 класс, Гопп Р. , Трегубов А. –
4 класс. Котов М. – 7 класс.
Этой старинной, подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки гениальна. Ёе можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальную игру всей семьи.
Н.Свистуленко, Т. Масалиева