В Камышинском районе гармони и балалайки не умолкнут, уверен музыкант Николай Литвинов

На концертах современных исполнителей можно увидеть множество самых разных инновационных инструментов: терменвоксы с жутковатым вибрирующим звучанием, электронные омникорды, яркие лазерные арфы, даже музыкальные пилы. Иногда кажется, что родные русскому сердцу гармошки и балалайки уходят в небытие. К счастью, это не так. Кто и как не даёт умереть нашим традиционным инструментам, выясняла корреспондент «Уезда». 

В районном Доме культуры шла репетиция ансамбля «Родные напевы». Музыканты инструментальной и вокальной групп занимали свои места, чтобы ещё раз пройти программу предстоящего концерта. Среди инструментов, установленных на сцене, выделялась гигантскими размерами  (метра полтора в длину, килограммов двадцать веса плюс медиатор с ладонь взрослого человека) балалайка-контрабас. «С 1979 года на таких играю, — заметив мой интерес, пояснил Николай Литвинов, — хотя по специальности я баянист. Балалайка-контрабас незаменима в ансамбле или оркестре. Это самые низкие звуки; это ритм, по которому все равняются».

Чем мотив на сердце ляжет?

… Родители Николая Анатольевича, пережившие ужасы войны, желали ему более лёгкой и красивой жизни. «Шёл бы ты, сын, в музыканты, — говорил отец. – Только представь: белая рубашечка, галстук, аплодисменты».  Сам он прекрасно играл на гармошке и хорошо пел. Наверное,  ещё и поэтому хотел, чтобы Коля продолжил творческую стезю. А тот отказывался класса до пятого. Но потом всё-таки поддался на родительские уговоры и пошёл заниматься сначала в музыкальную школу, затем в музучилище.

Небольшой перерыв был во время службы в армии. Николай Анатольевич попал в войска ПВО, на радиолокационную станцию в Горьком, которая входила в систему дальнего обнаружения С-25 «Беркут» одного из колец, защищавших Москву.

— Однажды пришёл с боевого дежурства, а мне командир говорит, что нужно детям «Ёлочку» сыграть. Минут пятнадцать я помузицировал, а больше баяна в армии не видел, — вспоминает Литвинов.

Но как человек постоянный – пришёл в профессию, значит, нужно получать высшее образование, — после армии он заочно окончил Куйбышевский государственный институт культуры. Устроился работать в хоровую студию при 15-й школе.

— Мы — народники, оркестранты, привыкли быть в коллективах, — продолжает Николай Анатольевич. –  Почти все – люди универсальные, работающие в нескольких направлениях. Эта особенность помогает нам развивать свой потенциал. Поэтому и появились в моей жизни ансамбли «Родные напевы» (РДК), «Колокольчик» и «Камыш» при ДК «Текстильщик», «Лад» в Детско-юношеском центре, «Здравица», немецкий «Нойес лебен» и оркестр русских народных инструментов Камышинского училища искусств. Одно время пять работ совмещал, мотался с репетиции на репетицию, да ещё и на даче поработать успевал, и на рыбалку съездить.

Секреты воспитания

— Сейчас  Вы – Почётный работник общего образования, отдавший 36 лет жизни обучению ребятишек музыке. Во сколько лет они могут прийти в «Лад» и до какого возраста разрешается играть в ансамбле?

— Самому маленькому моему музыканту двенадцать лет. Есть первоклашки и второклассники, но, понимаете, я не сразу вывожу их всех на сцену. Придерживаюсь старых канонов: только после четырёх лет обучения дети выходят на большую публику. Ограничений же по возрасту в нашем ансамбле нет: три человека занимаются после лекций и практических в профессиональных училищах. 

Всем кажется, что выступать легко. А вы попробуйте выступить хотя бы перед родителями на собрании. Вот дадим в руки листочек с текстом и посмотрим, как он будет дрожать… Постижение музыки должно доставлять ребёнку удовольствие, а не стеснение и мучения.  Значит, надо постепенно ко всему привыкнуть. Малыши сначала на барабане «стучат», на балалаечке пробуют свои силы. Когда подрастают, я их подсаживаю по одному в старший коллектив, чтобы ненавязчиво перенимали приёмы.

Уверен: в музыке основополагающий элемент  –  чувство ритма. Какие-то ошибки мы всегда сможем исправить, выучить. Но если ребёнок не почувствует ритма, у него не сформируется никакого фундамента, он не будет понимать закономерность в распределении звуков. Это касается любого музыкально-педагогического воздействия.  Я всегда говорю родителям: «Прежде чем отдавать сына или дочь на танцы, научите их играть на барабане. Они уловят сильные и слабые доли, ощутят двигательно-моторные опоры, тогда будут синхронно танцевать в коллективе. Это же самое главное в ансамбле – чтобы все двигались вместе. Ведь и название «ансамбль» возникло от французского «ensemble», «вместе».

По словам Литвинова, с разными коллективами, и районным, и камышинскими, они объездили многие города нашей страны. Самыми запомнившимися стали, конечно, выступления на главной, кремлёвской сцене. Несколько лет назад ансамбль «Колокольчик» под руководством Вячеслава Банкова впервые поехал на фестиваль «Играй, гармонь» в Иваново. Там талантливых камышан заприметила звёздная семья Заволокиных и пригласила их выступить в Новосибирске, позже – на свои юбилейные концерты в Кремле.

— Как вас принимала столичная публика?

— Очень тепло. Интересно, что во время телетрансляции в титрах для солидности всегда пишут «Образцовый ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик», Волгоградская область». Вживую Анастасия Заволокина тоже сначала так нас объявила. Прозвучали аплодисменты. А когда Захар добавил: «Из города Камышина!», зал просто взорвался овациями – наши земляки, уехавшие на заработки, устроили настоящий  триумф. Такая реакция подарила нам ещё больше вдохновения и воодушевления.  Ребята сыграли очень здорово: задорно, раскованно, с элементами шоу.

На концерт – после дойки

Как вспоминает Николай Литвинов, поездки творческих коллективов по сёлам Камышинского района всегда подкупали артистов искренним восторгом, сердечностью и радушием зрителей.

Врезался в его память эпизод, сначала огорчивший музыкантов. Приехали они в деревню для выступления и неожиданно для себя «поцеловали замок» на дверях клуба (с организацией что-то пошло не так). Отыскали заведующую. Она удивилась, расстроилась, а потом сказала: «Вы только не уезжайте!» Через полчаса клуб был полон. Селяне рукоплескали музыкальным композициям, подпевали вокалистам, танцевали между рядами. Концерт из двух отделений прошёл на ура!

— Давно это дело было.  Со временем мы стали понимать, что народ не сможет собраться в клубе, пока хозяйки не подоят коров, — рассуждает Николай Литвинов. —  И хотя дойка заканчивалась летом попозже, мы всегда ждали. Концерты порой длились до часа ночи».

Живи, народный инструмент!

Бывая в составе ансамблей в Иваново и разговаривая с местными музыкантами, Литвинов удивил их рассказом о том, что на свадьбах у нас работают ведущие.  Оказывается, во многих населённых пунктах  средней полосы России на семейном торжестве до сих пор главный человек (разумеется, после молодожёнов)  – гармонист. Его весёлый, разудалый репертуар является залогом веселья. Старшее поколение поёт частушки и песни советских времён, молодёжь тоже не против окунуться в национальную «экзотику», тем более что настоящий виртуоз на гармони сможет исполнить по их заказу абсолютно любую мелодию.

При отборе участников на российские фестивали съезжаются тысячи народников. Звучат балалайки, гармошки, свистульки, трещотки… По словам Николая Анатольевича, среди гармонистов нередки и иностранцы. Однажды ему пришлось общаться с венгерским исполнителем. Преодолеть языковой барьер тогда помогла музыка.

Пессимизма по поводу ненужности народной культуры у нашего собеседника нет. Он не считает, что фольклор умирает. Говорит, не нужно опускать рук, настоящие патриоты найдут, как его популяризировать. Кстати, 9 апреля в Камышине состоится традиционный фестиваль, носящий имя талантливого преподавателя местного музыкального училища Владимира Барабошкина. Будет что послушать и посмотреть, добрым словом вспомнить хорошего человека, полтора десятка лет назад впервые собравшего исполнителей народной музыки на разных музыкальных инструментах.

Владимир Петрович вообще был личностью разносторонней. Его перу принадлежат «Маленькие изящные пьесы для юного пианиста» — шестнадцать разножанровых произведений, на которых оттачивают своё мастерство дети и подростки,  в том числе из сёл и города железнодорожников.  

—  У меня замечательная профессия, — подвёл итог встрече мой собеседник. – К врачам люди идут с болью. К полицейским – с горем. А к нам они идут за радостью. И хотя я недавно отметил 60-летний юбилей, совсем нет времени думать о возрасте. Ведь надо выдать мелодию так, чтобы у слушателей ноги на месте не устояли, в пляс пошли.  Когда играешь от сердца и видишь такую же отдачу от зрителей, всё и переживается легче.

Елена Кулыжкина

Фото автора и из открытых источников Интернета

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель