1 апреля, когда практически весь мир традиционно отмечал неофициально признанный День дурака, я попал на «Ужин с дураком». И, надо сказать, вечер в такой компании получился вполне приличным, поскольку эта встреча была с любимыми актёрами Камышинского драмтеатра, обыгравшими на нашей сцене комедийную историю французского сценариста и режиссёра Франсиса Вебера, сочинённую им ещё в 1998 году.
Ф. Вебер, придумавший знакомую уже не одному поколению кинозрителей «Игрушку» (а также целый цикл из «Папаш» и «Невезучих»), вновь вывел на главную роль своего любимого персонажа по имени Франсуа Пиньон – чудаковатого простачка, которому чужды какие-то закулисные интриги, всегда готового раскрыться и сделать всё от него зависящее. Его главное оружие непосредственность одновременно и помогает ему составить о себе верное представление у окружающих, и мешает, поскольку делает его тем самым «дураком», благодаря которому и завязалась вся эта история. В исполнении Алексея Перетятько Франсуа чем-то смахивает на Пьера Ришара, что неизменно вызывает улыбку и хорошее настроение. Наш зритель, любитель французской кинокомедии, вновь погружается в её бурлеск, только перенесённый на сценическую площадку.
Сказать по правде, каждый из нас в свой адрес хоть раз слышал слово «дурак». В чём-то оно, может, обидное, а в чём-то и безусловно замечательное. Во-первых, это всё-таки негрубое ругательство, во-вторых, у него есть совсем другой смысл, а в-третьих, как мы отлично знаем, таким людям иногда (если не всегда) везет. Как повезло и главному герою этой истории. Шутка, задуманная французским аристократом Пьером Брошаном (артист Юрий Юдин), бумерангом вернулась к нему самому, оставив его в дураках. Суть этой шутки, ставшей в каком-то смысле традиционной забавой парижских буржуа, заключается в том, что каждый участник должен привести на званый ужин… дурака. И тот, чей приглашённый окажется самым убедительным в своей дурашливости, выигрывает приз. Однако, задуманное Брошаном переворачивает всё наизнанку, втягивает его в глупое положение, выбраться из которого помогает как раз-то природно присущая Франсуа-«дурачку» порядочность. Воистину, крылатая фраза «Хорошо смеется тот, кто смеется последним» никогда не потеряет своей актуальности.
Юрий Юдин – давно хорошо знакомый камышинскому зрителю один из ведущих артистов театра. Его Пьер Брошан – это немного высокомерный в своей деловитости парижанин, имеющий своё издательское дело и не гнушающийся посмеяться над теми, кто рангом пониже. Однако, как говаривал Король в знаменитой пьесе другого не менее знаменитого драматурга, «Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым». Вот потому Пьеру Брошану и пришлось по ходу пьесы кое-что предъявить налоговому инспектору Люсьену Шевалю (Алексей Лобойко), который ни с того ни с сего тоже оказался героем этой «всамделишной» игры в дурака. Предъявить пришлось и ушедшей жене Кристине (Юлия Тимофеева) за свои «донжуанские» похождения в гости к пылкой Марлен (Екатерина Штонда), и молодому писателю Жюсту Леблану (Пётр Суханов), с которым Пьера когда-то связывали дружеские отношения, а теперь они «разошлись, как в море корабли». Наказанием за всё это стал неожиданно свалившийся на нечестивца радикулит, не давший осуществить задуманное и выведший героя, что называется, «на чистую воду». Эпизодическая роль доктора Ашамбо (Юрий Щербинин), пришедшего утихомирить боль, ничуть не умалила мастерства актёра в изображении на сцене комичного ревматолога-костоправа.
В качестве устроителя первоапрельского «Ужина» выступил артист театра, заведующий музыкальной частью и композитор Александр Ферхов. Спектакль стал его дипломной работой при окончании обучения на режиссёрском факультете. Премьерный показ состоялся ещё 4 июня прошлого года. За прошедшие с того дня девять месяцев спектакль набрал обороты и привлёк новых зрителей, к коим могут присоединиться и читатели «Уезда».
«Вы даже не представляете всего того, что он наделал сегодня вечером из любви к вам: он помирился со своим лучшим другом, он избавился от своей любовницы, и даже оскорбил налогового инспектора! Он изменил свою жизнь до неузнаваемости!» – сказал в финальной сцене Франсуа Пиньон, обращаясь к жене Пьера Кристине. Пускай налоговики сочтут окончание фразы за первоапрельскую шутку, однако, думаю, это хорошая иллюстрация необходимой для нас установки – принимать ответственные решения и всегда знать простую истину: прежде чем называть кого бы то ни было дураком, необходимо подумать об этом дважды.
Евгений Бондарь.