Как должна оплачиваться работа в выходные и праздничные дни: разъяснения Минтруда и позиция Конституционного суда

Перед Конституционным судом РФ вновь поставлен вопрос о том, как должна оплачиваться работа в выходные и праздничные дни, а также сверхурочно.

Точнее, какую величину следует брать за точку отсчета, если оклад сотрудника ниже МРОТ. В четверг, 25 мая, рассматривая дело о проверке конституционности статьи 152 ТК РФ и положений Постановления Правительства РФ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», судьи выслушали ряд неоднозначных позиций.

Сергей Иваниченко более четырех лет работает сторожем в муниципальном казенном учреждении Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры». Оклад — 3220 рублей плюс надбавка за выслугу лет. К заработной плате применяется районный коэффициент 1,3, но работодателю все же приходится доплачивать сотруднику до МРОТ. При этом все дополнительные выплаты — за работу в выходные и праздничные дни, а также в ночью — ему рассчитывают от оклада. Расчетные листки Иваниченко привез с собой и попросил приобщить к делу.

— В январе 2021 года за 64 часа работы в праздники — а это восемь обычных рабочих дней — я получил дополнительно 1491 рубль, в марте — 21 рубль 18 копеек, — рассказал он судьям.  — Закон позволяет работодателю установить любой оклад, хоть в сто рублей. Сколько тогда будут составлять мои доплаты?

Формулировка статьи 152 ТК РФ «сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере» не содержит указания — в размере чего, выводы можно сделать только во взаимосвязи с другими положениями закона.

— Эту недосказанность работодатели используют в свою сторону, — полагает заявитель.

Тем самым оказывается нарушен принцип ясности и недвусмысленности, а также конституционный принцип юридического равенства. Ведь за час «обычной» работы — с учетом доплаты до МРОТ — Иваниченко получал больше, чем за часы сверх норматива. Хотя должно быть наоборот.

КС в 2019 году уже рассматривал похожий вопрос и пришел к выводу, что в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ, не должны включаться повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. В ходе публичных слушаний представители органов власти, ссылаясь в том числе на постановление КС РФ (17-П от 11.04.2019), аргументированно пояснили, что в деле Иваниченко проблема не в норме закона, а в правоприменении. Полномочный представитель правительства РФ в КС Михаил Барщевский даже назвал ситуацию эксцессом исполнителя: «Не думал, что такое возможно не только в уголовном, но и в трудовом праве».

— Каждый работодатель должен соблюдать требования о повышенной оплате труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, — отметил в свою очередь полпред президента РФ в КС Александр Коновалов. — Закон разрешает устанавливать тариф меньше МРОТ, но тогда тот, кто трудится в некомфортных условиях, оказывается в худшем положении, чем те, кто работает по «обычному» графику, — их зарплата по-прежнему равна МРОТ или отличается незначительно.

В официальном ответе Министерства труда и социальной защиты РФ на запрос КС тоже ответили, что «сверхурочная работа не может быть оплачена в меньшем размере, чем оплата за аналогичную работу в пределах рабочего времени». При этом никто из участников публичных слушаний не пояснил, откуда брать деньги, чтобы разница была заметной. Как подчеркнул полномочный представитель Генеральной прокуратуры РФ Вячеслав Росинский, в случае Иваниченко работа за копейки — фактически принудительный труд без соответствующей оплаты. В то же время источник доплат — общий фонд заработной платы предприятия или компании, и перерасчет дополнительных выплат одному сотруднику не должен приводить к нарушению баланса интересов остальных. В деле сторожа суд первой инстанции «креативно» подошел к решению вопроса и насчитал ему недоначисленную заработную плату исходя из МРОТ, но такая вынужденная самодеятельность не обеспечивает единства закона и правоприменительной практики.

— Поскольку нормы закона не обеспечивают правовой определенности, нужны типовые федеральные рекомендации по оплате сверхурочной работы, — предложил Росинский.

Суд еще раз изучит доводы сторон в закрытом режиме. О дате провозглашения решения станет известно позднее.

Если нормы закона не обеспечивают правовой определенности, нужны рекомендации по оплате

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель