Удался троицкий пирог воднобуераченцам! Светился он румяными боками, яичными желтками. А аромат стоял… «Кусочек съешь, до вечера сыт будешь», — нахваливал народ. Запивали забористым прохладным кваском, сделанным чухонастовскими хозяюшками. Переходили к ломившемуся от угощения столу таловчан: «Хорошие рулеты у них, не маленькие!» Целая толпа скопилась около нижнедобринцев: те подачей «подманили», нарядив умелицу в яркий костюм курочки-пеструшки. А кто подошёл, не пожалел. Ведь в затейливых блюдах – овощи и зелень первой свежести, творожный сыр белой нежности, да ещё ломтики сочной красной рыбы.
«Эх, попрыгаю, чтобы всё вместилось», — махнул рукой какой-то весельчак. Честно старался «утрясти» съеденное, ведь дальше – не меньшая благодать. Крепели в лукошке да пышные пироги – на столах Госстанции. Ботвинья по-саломатински, крупная, залитая зрелостью клубника и вкуснейший компот – у их «соседей». Попробуй устои и не устрой себе праздник живота.
Такой весёлой ярмаркой начинался в Петрунино фестиваль «Родники культуры». Пестрела она угощениями, гремела музыкой, шумела народными песнями. Конечно, было чему там порадоваться не только любителям выпечки да разносолов. Будто из рога изобилия кто-то высыпал на столы копилки, игрушки, самовары, шкатулки, модные украшения. От них просто рябило в глазах. У каждой импровизированной «лавки» — смех и галдёж.
В наших «Родниках» — струя из Владивостока
Неожиданно среди фольклорного разнообразия взгляд наткнулся на мастера карандаша и кисти. Рядом с выставкой картин сидела на стульчике улыбчивая художница в шляпке и перчатках. Она со знанием дела быстрыми штрихами писала портрет расположившейся напротив неё селянки. На табличке значилось: «Наталья Степановна Чуясова. Село Ельшанка». Познакомимся?
— Теперь я уже местная, а раньше жила в Приморье, — с готовностью рассказала художница, уточнив, что это руки у неё заняты, а пообщаться она не против. — Из Владивостока приехала в прошлом году. Здесь живёт моя приятельница, с которой мы вместе учились, позже работали в Дальневосточном морском пароходстве.
Вот пошла я на пенсию. И всё говорила: «Хочу в деревню». А сама не думала, что когда-нибудь покину Приморье. Но однажды моя сокурсница начала рассказывать, в какой замечательной арбузной столице она живёт. Я и задумалась. Дети взрослые, устроены. Говорю им: «Как уеду от вас…» Они ответили: «Поезжай, мам, лишь б тебе хорошо было». Так я и отбыла, получив их «благословение». Даже дома не видела. Подруга сама мне его здесь нашла. Ельшанка, она же в пяти километрах от города. Я в прошлом году маршрут проверяла — пешком проходила. Для интереса. Другие могут, а я что же, не смогу? Смогла. Сегодня в первый раз вместе с моим любимым клубом я приехала на такую большую ярмарку. Соседка, которая клубом руководит, «сосватала» показать картины (есть у меня образование художника, с правом преподавания) и ещё частушки спеть…
Соседка, Надежда Викторовна, сама мастерица на все руки, и швец, и жнец, тут как тут: «Наташа, а курица где?» И переключились они обе на другие темы. Вовсю старались, чтобы их маленькое, но живописное село представлено было как можно ярче, щедрее, разнообразнее.
Вот они какие – настоящие русские женщины! Духовно красивые, и красотой своей питающие то, что любят.
«Щудо родина моя»
«В мире нет милей и краше песен и преданий наших», – промелькнула в голове строчка из какого-то стихотворения, когда навстречу попался высокий молодой мужчина в народном костюме. Глаза горят, видно, что всё на заметку берёт: и выставку печных заслонок, и украшенные веточками и ленточками уличные заборы. Будто информацию считывает и в себя впитывает. Вокруг него – стайка детей, тоже все в фольклорных образах. Вроде, не наши. Что за гости? Откуда?
— Валерий Анатольевич Шилкин. Мы приехали из Волгограда, из детской школы искусств № 11. Наш детский фольклорный ансамбль называется «Журавушка». В прошлом году мы приезжали сюда в фольклорную экспедицию, записывали петрунинский обряд «Тары-бары». Носители традиций села Петрунино В.И. Шерстобитов, Л.В. Бакулина, Р.Я. Чуркина, К.А. Штриккер рассказывали нам подробности про этот обряд. Сейчас мы внесли его в реестр культурного наследия Волгоградской области. В этом году решили посетить ваш праздник. Специально выучили «тары-барскую» песню. В шествии тоже будем принимать участие, поддержим замечательную традицию.
И вот они, «Тары-бары», изюминка нынешнего фестиваля! Вооружившись трещотками, крышками от кастрюль, тазиками, теми же печными заслонками, все длинной колонной двинулись с песнями, шутками и прибаутками к берегу Иловли. Слаженным хором пели «Ищо щудо-расприщудо, щудо родина моя!» Шумели знатно, чтобы разогнать злых духов, дабы те не помешали им отдохнуть перед началом сенокоса и сбором урожая.
Поляна со свежей прохладной травой встретила гостей «пуфиками» из соломы. Только присели – откуда ни возьмись компания Бабок-ёжек, Русалка и Кот учёный. Бабуси без церемоний прокатили главу района Алексея Самсонова на своём «волшебном транспорте» и защитили всех мужчин специальными амулетами. Обряд «Тары-бары» ведь изначально был женским, мужчины для участия в нём не допускались. А если кто приходил, надевали юбки, чтобы не потерять мужской силы. Но времена идут, всё меняется. В этот раз представители сильной половины человечества на празднике были особо популярными. И силушкой богатырской мерились, и в обрядах участвовали, и от народных игр с поцелуями отвертеться им не удалось.
В тени раскидистых деревьев девушки плели венки и одаривали ими всех желающих, которые хотели сфотографироваться. Смелые воднобуераченские девчата открыли купальный сезон, разогнав плававших у берега уток. Потом к ныряльщицам присоединились и парни. То-то смеху было!
«Щёртова ты смутьянка…»
Невозможно было отвести глаз от экс-заведующей петрунинским клубом Любови Бакулиной. Красивыми чистыми голосами, искристыми взглядами, лёгкой хулиганистостью при выполнении обрядовых действий она с единомышленницами завораживала, околдовывала не хуже мифических волшебниц.
Улучшив минутку, пока женщина переводила дух, спрашиваю, откуда у неё такая любовь к традициям.
— Да от бабушек местных. Полюбила я и песни, и старушек этих. Услышала раз, как они поют – почувствовала, что душа сжалась, а потом развернулась. Где запримечу их – бегу слушаю, подпеваю, стараюсь запомнить. Услышу на другой улице – и туда. Потом собрала их вместе, повезла выступать на «Истоки» в Волгоград. Приехали — кто в репетузах в клеточку, кто в «носощещках». Ругались на меня: « О-о-ой, щёртова ты смутьянка, попёрла нас куда!». А теперь бабушек этих нет, а песни их живут.
Помню, пели они, словно о своей горькой жизни: «Налейте, братцы, я вдовушка гулящая». В высшей степени жизненная песня, где героиня рассказывает, что живёт, как птица беспризорная и обиды от людей терпит… Однажды я из клуба прибежала и, не снимая шляпы, пошла корову доить. А сама пою про вдовушек. Как дала мне бурёнка копытом по ведру! Не угадала из-за шляпы. Я ей говорю: «Ты что ж делаешь?» Она мне: «М-у-у-у». Вот и поговорили.
Нагулявшись, накатавшись по траве, чтобы напитаться здоровьем от матушки-земли, попрыгав через костёр, участники фестиваля вернулись к Дому культуры, где чуть ли не до полуночи со сцены звучали их песни. Весёлые и грустные, задорные и лиричные, старые и современные. Все выступления были разными (терновские «йоги» даже по стеклу ходили). Но, как родник поит жаждущих ключевой водой, так и все они, не скупясь и сполна, одаривали зрителей хрустальной чистотой культуры.
«Я всех вас поздравляю с праздником добра, любви, света, — сказала заместитель главы района по социальным вопросам Татьяна Данилова. – И дай бог, чтобы этот свет лился на нашу землю всегда, и мы радовались миру и счастью». Руководитель отдела культуры Наталья Кочергина поблагодарила петрунинцев за тёплый приём. А глава поселения Александр Ламтёв передал переходящий символ праздника в виде двух лапоточков с ленточками Григорию Данилову – в будущем году фестиваль состоится в Таловке.
Елена Кулыжкина.
Фото автора.
Полный фотоотчёт будет размещён в группах «Уезда» в ОК и ВК.