«Пьяная мама передвигалась ползком…»

Во времена СССР расшалившихся детей иногда пугали «дядей милиционером»: «Будешь плохо себя вести – заберёт».  А нынешние родители порой вворачивают: «Вот придёт тётя из опеки и уведёт тебя с собой. Узнаешь тогда, почём фунт лиха!» Так и крепнут мифы о произволе, творимом решительными женщинами – «монстрами», могущими запросто вторгнуться в пространство семьи и без суда и следствия изъять детей.  «За бедность. За то, что на прививки дитя не водишь или кастрюли супа нет в холодильнике», – судачат досужие кумушки. И ведь есть такие, кто им верит…  

Начальник отдела опеки и попечительства администрации Камышинского района Елена Бурда недавно вернулась с регионального форума «Социальная работа сегодня: с заботой о будущем», где, кроме прочих вопросов, обсуждалось, как же повысить авторитет людей этой многопрофильной, непростой профессии.

Точки соприкосновения

Ездила она в Волгоград не одна – вместе с ней на встречу отправился подросток из опекунской семьи Максим Терёхин.

Повестку дня можно было условно разделить на две части: деловую и развлекательную. В первой, по словам Елены Анатольевны, развенчивались обывательские представления об органах опеки и попечительства (как раз, что сотрудники запросто отбирают детей у родителей и  бесцеремонно вмешиваются в дела семьи). В помощь себе организаторы взяли результаты опроса работников сферы и жителей. Как варианты повышения признания и влияния своего труда, работниками назывались увеличение зарплаты, учреждение «собственного» праздника, улучшение финансирования и рост профессионального уровня. А жителями области – более оперативное разрешение любых вопросов, с которыми они приходят в отделы, да ещё «манеру общения бы повежливее».      

– Очень понравилось единство участников, среди которых были  специалисты сферы социального обслуживания и социальной защиты населения, обсуждавших, как лучше нам всем сделать общее дело, – отметила Елена Бурда. – Интересно звучал рассказ начальника отдела опеки Жирновского района о замещающих клубах опекунов. Там люди объединяются, чтобы вместе справиться с трудностями и поделиться моментами радости. Это важный, огромный пласт работы. Ещё мы делились разнообразными моделями работы с семьями и детьми. С форума я привезла буклеты «Ваша семья стала многодетной», где подробно описываются все возможные меры социальной поддержки.

Потом была экскурсия по «Волгоград-Арене» и встреча юных участников форума с молодёжным составом футбольной команды «Ротор». Они быстро нашли общий язык. На память всем ребятам подарили мячи с автографами игроков и беспроводные наушники. Уже дома Максим рассказывал старшим о своей поездке по второму – третьему кругу,  так много он получил впечатлений.       

Судный день

К сожалению, в будничной работе сотрудников опеки интересных встреч и праздников мало. Недавно, например, несмотря на долгую борьбу за сохранение семьи, пришлось лишить родительских прав супружескую пару. Она долго состояла на учёте за распитие алкоголя и пренебрежение к собственным детям. Неоднократно привлекалась к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

– Мы приезжали к ним домой и заставали маму с папой в неадекватном состоянии. Одна была настолько пьяна, что не могла встать с пола и передвигалась ползком. Второй спал посреди комнаты, заваленной нечистотами. Дети жили сами по себе. Самому младшему из них, совсем ещё крохе, родители могли сутками не менять подгузник, отчего у ребёнка появлялись сильные опрелости. Еды не было никакой. В лучшем случае «Анаком» (для грудничка тоже). Частенько нам звонили жители и говорили, что  поздней осенью старшие дети гуляют по улице в куртках, надетых на голое тело (у них ещё и замки были сломаны, не застёгивались),  и в ботинках на босу ногу, – рассказывает Елена Бурда. – Родители не позаботились ни о том, чтобы у ребят было место для приготовления уроков, ни о чистом постельном белье для них. Мы в эту семью ездили регулярно. И если сперва ребятишки дичились нас, вскоре на вопрос «Почему вы не в школе?» они стали с готовностью отвечать: «Пойдёмте, покажем». И вели в комнату, знакомя с укромными местечками, где спрятали бутылки с алкоголем, чтобы родители наконец пришли в себя. Когда супруги, хотя бы на время, выходили из запоя, забивали едой холодильник, пекли пироги. Но такие «просветления» случались редко.

Длительные беседы и направления родителей-алкоголиков к врачам, по словам нашей собеседницы, оказались безрезультатными. Дело закончилось тем, что представители комиссии по делам несовершеннолетних обратились в прокуратуру с просьбой направить в суд  иск о лишении их родительских прав. Опека дала положительное заключение – никакого другого в данном случае и быть не могло.

Жуткое дело… Когда одного из ребят спросили, где же он хочет жить, – в социально-реабилитационном центре, дома или в опекаемой семье, – мальчик ответил, что уж точно не с мамой и отцом. Только представьте, насколько душа маленького человека оказалась «в заплатках» благодаря самым родным людям, что он, не задумываясь, отказался возвращаться.

… Сейчас у него другая семья. И расставаться с ней ребёнок не хочет, потому что узнал, что такое быть любимым, накормленным, обихоженным. А ещё услышал наконец искреннюю просьбу, удивившую и тронувшую до слёз: «Расскажи, как у тебя прошёл день».

Задело за живое

– Простите за вопрос, но, отдавая детей под опеку, отслеживаете ли вы их дальнейшую судьбу? Слышала такие пересуды, мол, берут  много детей, чтобы они у них в хозяйстве батрачили да в сезон на полях. Плюс выплаты, на которые можно жить припеваючи даже при отсутствии работы в селе.

Глаза  Елены Анатольевны вспыхнули от обиды и возмущения. Она и не скрывала, насколько разволновалась из-за несправедливости.

– Да в нашем районе только две опекунские семьи, воспитывающие по многу детей. И отношения в них сложились  удивительно тёплые, не в каждой кровной такие встретишь! Однажды я приехала к ним накануне 8 Марта. Спрашиваю парнишку: «А ты стихотворение можешь мне рассказать?» Он согласился, и  пока читал, всё время маму обнимал, в глаза ей заглядывал. О ней читал и для неё, любимой.

Да, действительно, у каждого из опекаемых детей есть какие-то обязанности по хозяйству. Они помогают и в огороде, и во дворе, и дома убираться. Но разве это причина подозревать родителей в чём-то? Разве своих родных вы не заставляете делать уборку?

В одной из семей никто точно не работает на полях. В другой подростки трудятся там по собственному желанию. Полученные деньги у них никто не забирает, дохода в семью они не приносят. Я спрашивала, на что мальчишки потратят заработанное. Ответили, что на новый телефон и спортивный инвентарь. А пособия на детей, взятых под опеку, небольшие, на них не разгуляешься.

«С вещами на выход» – не актуально

– Елена Анатольевна, с какими же проблемами к вам чаще всего обращаются опекунские семьи? В чём вы им помогаете?

– (Засмеялась) У нас такие семьи, что приходится ещё напрашиваться с помощью. Отвечают, что им всего хватает и они со всем справляются.

Есть замечательная семья Александры и Юрия Ковалевич из Воднобуерачного – они опекают десять детей. Оба молоды, оба работают. Но когда к ним ни приедешь – идеальная чистота. Как они этого добиваются, я не знаю, факт остаётся фактом. Ребята ещё и в школе хорошо учатся. Сейчас родители задумались о приобретении дома побольше, чтобы у них была просторная игровая комната. А пока снесли одну перегородку в доме и расширили зал, чтобы с одного огромного дивана всем было удобно смотреть телевизор.

Абсолютно любой тревожащий вопрос можно задать мне с глазу на глаз или в общем опекунском чате. Сначала он был строго официальным, только я какую-то информацию выкладывала. Со временем оживился. Мамочки стали между собой общаться, даже флешмобы организовывают. Например, «Лепим снеговиков» или «Печём куличи к Пасхе». Сделают – и фотографиями обмениваются.  Ещё одна наша опекун, Ирина Костромина, та ещё «зажигалка», у неё всегда масса идей, чем заняться. Это очень интересно, сплачивает их, радует.

— А что же радует лично Вас как руководителя?

— Наверное,  больше всего, что у нас с опекунами есть взаимопонимание,  что проблему можно вместе решить, и у нас мало стало отказов от опекаемых. Вторичного сиротства, практически, нет. Раз в год если «выстреливает» ситуация, и то справляемся.

Ведь изначально как происходит? Берут люди под опеку трогательных деток в кудряшечках, с бантиками. Жалеют и  балуют. А детки-то растут. У них лет с десяти своё мнение появляется, норов. Могут уже сказать, что и «работа у тебя – отстой», и готовишь невкусно. Подростковый возраст – такой, когда с ребёнком надо дружить и договариваться, а не давить на него.  Набраться терпения, не заявлять сгоряча: «Забирайте назад с вещами». Беседуем – и так, и сяк. Объясняем, успокаиваем. Очень нравится потом читать: «Спасибо Вам. У нас сейчас всё хорошо!»

Беседовала Елена Кулыжкина.

Фото: отдел опеки и попечительства администрации Камышинского района.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель